Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Х–†–Т–Ђ–Щ –Я–Ю–Ы–Х–Ґ –Т–Х–†–Ґ–Ю–Ы–Х–Ґ–Р ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Т–Ы¬ї. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ю–Ю–Ю ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Р–≠–†–Ю¬ї. 12.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕ≈–¬џ≈ —ќ¬ћ≈—“Ќџ≈ –јЅќ“џ — ¬. Ќ. „≈Ћќћ≈≈ћ. (—ћ”“Ќќ≈ ¬–≈ћя)

   ќбстановка складывалась очень сложна€. »звестно, что немцы в конце войны разработали и использовали, в основном, против јнглии новое оружие: - крылатую ракету ‘ј”-1 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. Ќачало боевых пусков 08.09.44. - баллистическую ракету ‘ј”-2 с ракетным жидкостным двигателем. Ќачало боевых пусков 8.1’.1944 г.
   ” нас в —оюзе эти две ракеты нашли свое развитие в трудах коллективов —. ѕ.  оролева и ¬. ѕ. √лушко по ракете ‘ј”-2 и ракетным двигател€м, а развитие и освоение ракеты ‘ј”-1 было поручено коллективу ¬. Ќ. „еломе€.
   ¬ 1958 г. ¬. Ќ. „еломей вышел с предложением о создании многоступенчатой баллистической ракеты и на базе ее целого комплекса оружи€.
   “ам было все: и нападение, и оборона, и разведка. –уководство (Ќ. —. ’рущев) рассмотрело предложение ¬. Ќ. „еломе€ и в результате вышло специальное ѕостановление о разработке предложенной ракеты с привлечением сил коллективов ¬. ћ. ћ€сищева и ѕ. ќ. —ухого.
    оллективу ¬. ћ. ћ€сищева была поручена разработка первой ступени. ѕриступа€ к выполнению этой новой задачи, по полученным от ¬. Ќ. „еломе€ данным, мы организовали специальную группу в отделе аэродинамики (ё. √. ƒобровский, ¬. Ќ. Ўкакина), которой было поручено разобратьс€ с новым заданием. ¬ результате изучени€ полученных от ¬. Ќ. „еломе€ данных и, провед€ необходимые баллистические расчеты, мы пришли к выводу, что проектировать первую ступень нельз€, т. к. проект всей ракеты не ув€зан. Ќичего не получаетс€.
   ¬. ћ. ћ€сищев пригласил ¬. Ќ. „еломе€ и в узком кругу (ћ€сищев, „еломей, √лавацкий и €) € доложил результаты расчетов и сообщил, что проект не ув€зан и требует коренного пересмотра.
   ¬. Ќ. „еломей выслушал все внимательно и за€вил, что он согласен с нашими выводами и приступит к уточнению проекта. Ќа этом наши совместные работы и прекратились. ќднако Ќ. —. ’рущев проводил жесткую политику по ликвидации работ по развитию авиации.
   ј. Ќ. “уполев, стара€сь сохранить авиационную тематику своего коллектива, выступал на заседании —овета ќбороны с за€влени€ми о том, что он развитием самолета “у-22 обеспечит выполнение всех поставленных в насто€щее врем€ задач, оставшихс€ за авиацией. ( акие задачи может решить “у-22?!)
   ќбстановка сложилась сложна€.
   ¬озможно, что ¬. Ќ. „еломей использовал нашу критику своего проекта как нежелание ¬. ћ. ћ€сищева работать над баллистическими стратегическими ракетами и, видимо, был убежден, что ¬. ћ. ћ€сищев будет и дальше разрабатывать авиационные системы ћ-52 и ћ-56.
   ¬озможно, что ¬. Ќ. „еломей использовал дл€ этой цели сына Ќ. —. ’рущева, —. Ќ. ’рущева, работавшего в то врем€ в коллективе ¬. Ќ. „еломе€. “очных данных нет, но известно, что ¬. Ќ. „еломей на длительное врем€ удал€лс€ с —ергеем ’рущевым в свой кабинет и вел, видимо, длительные беседы.
   ¬озможно, что ѕ. ¬. ƒементьев, спаса€ авиацию, авиационную промышленность от полного, ’рущевым Ќ. —., разгрома, принес в жертву ќ Ѕ ¬. ћ. ћ€сищева, передав его ¬. Ќ. „еломею и тем самым, освободив себ€ от страшной и непосильной обузы. ƒействительно, ¬. ћ. ћ€сищев своей де€тельностью требовал от авиационной промышленности все более и более высоких темпов по разработке новых авиационных систем. Ёто требовало от ƒементьева очень четкой и хорошо спланированной работы по освоению новой технологии, новых металлов (точнее сплавов), новых более совершенных систем навигации и, конечно, новых более совершенных двигателей и т. д.
   ƒалее дела развивались следующим образом.
   ¬ окт€бре 1959 г. ¬ладимир ћихайлович ушел в очередной отпуск. ќн уехал с семьей в военный санаторий г. √урзуф ( рым). –ешение общих вопросов в его отсутствие было поручено Ќ. ћ. √лавацкому, ну, а технические вопросы остались за мной.
   ¬ один из вечеров позвонил ѕ. ¬. ƒементьев и предупредил, что завтра он заедет на ‘или. ” него есть р€д вопросов и просил никуда не отлучатьс€.
   Ќа следующий день ѕ. ¬. ƒементьев приехал, и € с Ћ. ћ. –одн€нским его принимали. ѕо существу, у ѕетра ¬асильевича был один вопрос:
   - "≈сли ¬ам поручат спроектировать и построить межконтинентальную баллистическую ракету. ¬ы с этой задачей справитесь?" ћы ответили, что нас это задание не смущает, т. к. мы детально разобрались в этом вопросе, реша€ задачу создани€ ракеты совместно с ѕ. ќ. —ухим, но надо поговорить с ¬. ћ. ћ€сищевым. ƒа и не боги горшки обжигают.
   ѕетр ¬асильевич, кивнув в знак согласи€ головой, уехал. ћы тогда и не предполагали, что это был не простой визит, а с большими последстви€ми дл€ судьбы всего нашего коллектива.
   —пуст€ некоторое врем€ до нас дошли слухи о возможной передаче ќ Ѕ ¬. Ќ. „еломею.
   ќбеспокоенные полученными сведени€ми € с Ќ. ћ. √лавацким выехали в  рым дл€ свидани€ с ¬ладимиром ћихайловичем и обсуждени€ с ним имеющейс€ у нас информации. ѕо приезду в √урзуф мы посетили ¬. ћ. ћ€сищева, и, к великому нашему изумлению, ¬ладимир ћихайлович все знал и даже сказал: "Ѕоротьс€ поздно, € получил назначение начальника ÷ј√»". ќгорченные до предела, мы вернулись в ћоскву. ѕеред отъездом, несмотр€ на холодную погоду и температуру воды около 10 град., € выкупалс€ в море, но эта холодна€ ванна мне хорошего настроени€ не вернула.
   —обыти€ развивались с бешеной скоростью. ¬идимо, вопрос был решен давно и посещение нас ƒементьевым носило чисто формальный характер.
   ¬ один их осенних дней мы получили извещение, что к нам на ‘или едет все начальство и что нам надо быть всем на местах. ѕриехали: ѕ. ¬. ƒементьев, нач. оборонного отдела ÷  ». ƒ, —ербин, практически, все заместители ћинистра авиационной промышленности, партийные работники и академик ¬ладимир Ќиколаевич „еломей.
   Ѕыло решено собрать общее собрание всего коллектива ќ Ѕ, на котором будет оглашено решение о нашей новой тематике.
   ѕ. ¬. ƒементьевым и ». ƒ. —ербиным мне поручалось выступить на собрании с за€влением, что до сегодн€шнего дн€ мы занимались отсталой и никому не нужной тематикой, а вот, мол, только сейчас, с приходом ¬. Ќ. „еломе€, мы займемс€ совершенно новой и нужной тематикой - займемс€ решением совершенно новых задач под руководством супергениального зодчего ¬. Ќ. „еломе€. Ќа это € ответил: "я, конечно, выступлю, но скажу, что мы всегда выполн€ли и решали дл€ страны, народа и армии сложнейшие и актуальные задачи и выполн€ли их успешно. „то коллектив и впредь будет так же успешно выполн€ть все порученные ему задачи". ‘изиономи€ у ¬. Ќ. „еломе€ после моего за€влени€ была "кислой". Ќо делать было нечего, € настаивал на своем и был, безусловно, совершенно прав. ѕосле сообщений ѕ. ¬. ƒементьева, ». ƒ. —ербина о передаче нашего коллектива в систему ќ Ѕ ¬. Ќ. „еломе€ в качестве филиала ћ 1. выступил € со своим кратким за€влением.
    онечно, мы все были оскорблены тем, что наш сильнейший и организованный, совершенно самосто€тельный коллектив стал вдруг филиалом!?  онечно, это был маневр, маневр, показавший, что весь наш коллектив занималс€ не тем, чем надо, а только с приходом ¬. Ќ. „еломе€, академика и сверхгениального конструктора, мы займемс€ насто€щим делом. Ќо, как показало врем€, € со своим коллективом по долгу службы должен был прин€ть новую тематику и новые задани€ первым, т. к. все начинаетс€ с проектных работ, принима€ "портфель" заданий от "метрополии" ¬еутова (основна€ организаци€ ¬. Ќ. „еломе€), быстро убедились, что в "портфеле"-то ничего и нет. ќдин "детский лепет". ќдна фантази€. » ничего в дальнейшей жизни от "портфел€*' не осталось.
   Ќам все пришлось начинать сначала. Ќадо было готовить предложени€, чем заниматьс€.
   ƒл€ коллектива нужна была работа, а ее ¬. Ќ. „еломей не подготовил.
   ¬ конце 1959 года была сделана попытка, уже после передачи  Ѕ ¬. Ќ. „еломею, организовать работы по завершению испытаний первого опытного самолета ћ-50 и начать летные испытани€ опытной системы ћ-50 с двигател€ми ћ16-17.
   Ѕыла создана группа под руководством √лавного конструктора якова Ѕорисовича Ќодельмана, ведущего конструктора ёри€ Ќиколаевича “руфанова и ведущего по силовой установке ёри€ ¬асильевича ƒь€ченко. Ќо, ввиду полного отсутстви€ заинтересованности руководства, промышленности, да и заказчика, все работы по доводке и летным испытани€м были прекращены.
    оллектив ѕ. ‘. «убца был переключен на создание твердотопливных ракетных двигателей и, таким образом, совершенно уникальный двигатель ћ16-17 был заброшен.
   Ќикто спорить не будет - нужны твердотопливные ракетные двигатели, но зачем же бросать успешно начатые работы по созданию первого в мире бесфорсажного “–ƒ дл€ обеспечени€ полета на сверхзвуке с удельным расходом топлива на ћ=1,8 - 2,0, равным 1,12 - 1,14 кг топлива/кг т€ги час? √де и сейчас у нас подобные двигатели?
   ” кого была така€ "светла€" голова, решивша€ прекратить нужные, на мой взгл€д, дл€ страны работы??!
   ’очетс€ привести слова, посв€щенные ѕетру Ќиколаевичу Ќестерову. "ќн был старше своего времени. ј врем€, как толпа, не прощает тех, кто идет не в строю. ќтставших громко презирает и тихо ненавидит идущих впереди..."
    ак показало врем€, "ненавид€т" не очень тихо.
   ѕосле колоссального триумфа конструкторской авиационной мысли, по специальному решению, уже который раз, ќ Ѕ ¬. ћ. ћ€сищева прекратило свое самосто€тельное существование и на сей раз было передано ¬. Ќ. „еломею. ¬. ћ. ћ€сищев был назначен начальником ÷ј√», но это была не его работа.







–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты