Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х:
–Р–љ–∞–ї–Є–Ј —В–Њ—З–љ–Њ—Б—В–Є –њ—А–Њ–≥–љ–Њ–Ј–∞ –∞–≤–Є–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –њ–∞—Б—Б–∞–ґ–Є—А–Њ–Њ–±–Њ—А–Њ—В–∞ –њ–Њ –Т–Т–Я, –њ—А–Њ—Д–Є—Ж–Є—В—Г –±—О–і–ґ–µ—В–∞ –Є —Б—В–Њ–Є–Љ–Њ—Б—В–Є –љ–µ—Д—В–Є. –Ч–Р–Ю "–Ш–љ—Б—В–Є—В—Г—В –∞–≤—В–Њ–Љ–∞—В–Є–Ј–Є—А–Њ–≤–∞–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є –љ–∞ –≤–Њ–Ј–і—Г—И–љ–Њ–Љ —В—А–∞–љ—Б–њ–Њ—А—В–µ" –Х—А–Љ–Њ–ї–∞–µ–≤ –§.–Я. >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

–ј ≈“Ќјя “≈’Ќ» ј - ¬.Ќ.„≈Ћќћ≈…

   ѕришло новое руководство, нужна была оп€ть перестройка. Ќужно было решать новые задачи. ћного было непон€тно. Ќо что мы могли сделать? ћы могли только работать. „то делать, за нас думали другие.
   1959 и 1960 гг. были трудными годами в нашей жизни. ћорально трудными. “рудно было многое пон€ть.  ак удалось ¬.Ќ.„еломею, с его "бредовыми" иде€ми "сокрушить" ¬.ћ.ћ€сищева? ѕочему специалисты редчайшей по сей день профессии, специалисты, разбирающиес€ активно в делах создани€ самолетных автоматических систем управлени€, оказались не у дел и должны были искать себе работу. ѕочему специалисты механики систем управлени€, специалисты, способные решать сложнейшие задачи создани€ механизмов управлени€, способных работать при температуре +600'— и более, почему эти люди должны были перестроитьс€ и проектировать простые земные "телеги"? ћного было "почему". ѕринима€ задание ¬.Ќ.„еломе€, мне и руководимому мной коллективу нужно было изучить новую тематику, осмыслить все, что принесла эта нова€ тематика. Ќужна была перестройка проектной организации. Ѕыли найдены решени€ всех организационных вопросов, и мы приступили к исполнению новых заданий. Ќадо пр€мо сказать, что дл€ специалиста-самолетчика нова€ тематика оказалась куда проще, чем стара€. Ќо были свои вопросы, нова€, если хотите, философи€.
   ¬озьмем прочность. —амолет - аппарат многоразового применени€, он долговечен. Ќова€ тематика - одноразова€. —овсем другое дело.
   јэродинамика. —ложнейший комплекс вопросов. ƒвижение самолетов в атмосфере, встречающее на своем длительном пути огромную массу возмущений, их надо изучить, с ними надо боротьс€.
   ¬ новой тематике кратковременный проход через атмосферу - одноразовый. „иста€ механика, а затем баллистика.
   «адачи возвращени€ на землю, св€занные с решением новых тепловых и очень сложных вопросов. –ассеивание и т. д. Ќовые вопросы. Ќо наш коллектив был подготовлен и к этому. ¬ свое врем€ мы подобрали молодых толковых реб€т, имеющих специальное образование - молодые физики. ¬от они-то и пригодились дл€ решени€ этих новых задач. ƒвигатель, система двигател€, топливо - все это было новое. —правились и с этим и очень успешно!!!
   ћолодые физики (ќлег ‘едоров и др.) были нам нужны (вернее они всегда нужны) при решении задач проектировани€ сверхзвукового воздухозаборника и сопла двигател€ и их взаимодействи€ с планером самолета (ћ-50, ћ-52 и ћ-56). ќдна из работ ќ.‘едорова опубликована в журнале "“ехн. возд. флота" ∆ 2 за 1962 г.
   Ќужно было решать вопросы интерференции гондол двигателей с планером самолета, нужно было "найти" полезную интерференцию, обеспечить прирост аэродинамического качества. ƒл€ этого силами бригады ќ. ‘едорова было разработана теори€ и создана методика расчета многоскачкового воздухозаборника и создана методика подсчета полезной интерференции.
   ¬се это провер€лось и подтверждалось многочисленными трубными исследовани€ми.
   ѕо сложившимс€ у нас в —оюзе традици€м самолетчик и двигателист раздел€лись. ƒвигателист создает только газогенератор и часть компрессора и сопло (только тогда, когда сопло двигател€ полностью изолировано), а самолетчик создает воздухозаборник, но ведь это тоже часть компрессора, основанна€ на сверхзвуке. –аздел€ть их совершенно неразумно. «арубежные двигателисты уже давно пон€ли это, и зарубежные двигателестроительные фирмы выпускают комплексную установку, состо€щую из гондолы с воздухозаборником и двигател€, как единое целое. Ёто правильно. ƒостигаетс€ максимальный коэффициент полезного действи€ и минимальный вес конструкции.
   Ќаши двигателисты решают только одну часть задачи, а самолетчики, проектиру€ воздухозаборник и сопловую часть гондолы, практически, вмешиваютс€ и в генератор и в газогенератор, происходит больша€ потер€ времени и качества. ¬се это мы пон€ли, работа€ над проектами ћ-50, ћ-52 и особенно ћ-56.
    роме создани€ пилотируемых и беспилотных аппаратов мы занимались разработкой космических летательных аппаратов многоразового использовани€.
   —ергей ѕавлович  оролев, занима€сь решением задач по освоению космического пространства человеком, практически, ограничилс€ разработкой летательных аппаратов, спускаемых с орбиты (из космоса) да принципах баллистического спуска. ¬ то врем€ считалось, что баллистический спуск аппарата наиболее простой и надежный.
   “очность приземлени€ никого не волновала.
   «адачи многоразового использовани€ аппаратов не ставились.
   12 апрел€ 1961 г. весь мир был потр€сен величайшим событием века - полетом ё.ј.√агарина вокруг нашей планеты. (04.10.57 - первый искусственный спутник «емли). Ќачалась нова€ эра - освоени€ космического пространства. «адолго до этого полета € позвонил ћстиславу ¬севолодовичу  елдышу, он тогда был научным руководителем Ќ»»-1, и попросил разрешени€ приехать к нему и показать наши разработки. ѕолучив согласие, € с √еннадием ƒермичевым захватили чертежи и тактическую модель предполагаемого нами космического, многоразового аппарата, возвращающегос€ из космического полета с использованием аэродинамики, не баллистический спуск, а планирующий, с посадкой на заданную ¬ѕѕ. ѕриехав в Ћихоборы к ћстиславу ¬севолодовичу, мы разложили пр€мо на полу его маленького кабинета чертежи и поставили модель предполагаемого аппарата. ѕросто интересно вспомнить те времена, когда мы втроем ползали по полу кабинета и фантазировали. ћ.¬. елдыш одобрил наши идеи, вложенные в проект, и договорились, что будем продолжать работать. –уководство нашего  Ѕ в силу конъюнктурных соображений прин€ло решение о прекращении работ по этой теме. »нтересно отметить, что 30 лет тому назад мы правильно подходили к решению многоразового летательного космического аппарата, его контуры, общий вид, практически, совпадают с сегодн€шней американской " олумбией". –азница только в размерах. Ќаш аппарат был одноместный. ѕланер имел острые кромки, что, конечно, по современному, €вл€етс€ ошибкой, но таков уж был уровень наших в стране знаний. Ќе все сразу бывает известно. (—м. фиг. 17).
   ќтношени€ с ¬.Ќ.„еломеем сложились непростые. ƒело в том, что бывшее  Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева, совершенно уникальное по своей организации и составу, способное решать любые задачи, было передано  Ѕ ¬.Ќ.„еломе€ в качестве филиала є1. ќсновное  Ѕ было в г. –еутово. ¬от тут-то и крылась вс€ сложность взаимоотношений. ћы творчески были совершенно самосто€тельной организацией. ћогли и решали все поставленные руководством вопросы. ¬.Ќ.„еломей, видимо, понимал, что удержать в своих руках филиал будет трудно. ќн вс€чески старалс€ перетащить в –еутово основной кост€к нашей проектной организации. я вс€чески преп€тствовал этому, понима€, что надо сохранить коллектив. Ќа этой почве и начались наши трени€. ¬ конце концов, € за€вил ¬.Ќ.„еломею, что в таких услови€х, когда за спиной делаетс€ черт знает что, идет переманивание людей, € работать не могу. ¬.Ќ.„еломей много раз за€вл€л мне, что делать так не будет, а на деле продолжал свою крайне нежелательную дл€ нас де€тельность.
   ¬ конце 1961 г. € уже твердо решил, что работать с ¬ладимиром Ќиколаевичем „еломеем € не могу. ѕрисутствовать при развале организации € не хотел. я зашел к ¬.Ќ.„еломею и за€вил, что все: "... € с ¬ами больше работать не могу, т.к. ¬ы не держите данное мне слово и мен€ обманываете, а € в таких услови€х работать не могу и не буду. ѕрошу мен€ отпустить - с миром." ¬ладимир Ќиколаевич подумал и сказал, что через неделю он даст ответ.
   ѕо истечении недели € оп€ть зашел к нему и напомнил о моей просьбе. ќн стал мен€ отговаривать, говор€, что € делаю крупную ошибку, что € буду жалеть об уходе и так далее. Ќа что € твердо ему за€вил, что € прин€л решение и задерживать мен€ не надо. ѕосле длительного разговора ¬ладимир Ќиколаевич дал свое согласие. я поблагодарил и вышел. —амым трудным оказалось прощание с коллективом, создавшим, уже по новой тематике, в очень короткие сроки проекты ракетных комплексов: ¬-100, 200 и 500.. ћы освоили новые дл€ ќ Ѕ-23 типы ракетных, как жидкостных, так и твердотопливных двигателей. ѕосле р€да разработок и анализов мы остановились на двигател€х, созданных коллективом, руководимом очень интересным человеком, —еменом јриевичем  осбергом. ќчень жаль, что он в 1965 г. погиб в автомобильной катастрофе.
   Ќашим коллективом была создана головна€ боева€ часть современных боевых баллистических ракет, сто€щих и сейчас на дежурстве в наших стратегических ракетных войсках.
   —озданна€ головна€, боева€ часть по результатам стрельб обеспечивала большую точность стрельб при минимальном эллипсе рассеивани€.
   Ќо отступать было поздно. я позвонил ѕетру ¬асильевичу ƒементьеву (ћинистру јвиационной промышленности, по тем временам - председателю √оскомитета по авиационной технике) и попросил у него аудиенцию.
   ¬ ответ получил - "ѕриезжай!" я приехал и коротко объ€снил ѕетру ¬асильевичу обсто€тельства, побудившие мен€ прин€ть решение об уходе из дорогого мне коллектива.
   ѕетр ¬асильевич выслушал мен€, вызвал своего заместител€ Ѕориса ¬асильевича  упри€нова и передал ему поручение устроить мен€ на работу.
   ѕоблагодарив ѕетра ¬асильевича ƒементьева, мы с Ѕорисом ¬асильевичем вышли из кабинета ћинистра. ѕо дороге к кабинету Ѕорис ¬асильевич обратилс€ ко мне с вопросом: "... Ѕуду ли € работать у ј.—.яковлева, т. к. он ¬ами интересовалс€". —уд€ по вопросу, в ћинистерстве были разговоры о моем возможном трудоустройстве. я ответил, что € работал в этом  Ѕ и моих возражений нет, что мне совершенно все равно, где работать, € очень трудно переживал расставание со своим, созданным ¬.ћ.ћ€сищевым и мною, очень дружным коллективом. Ѕорис ¬асильевич позвонил ј.—.яковлеву и спросил его, когда € могу к нему подъехать. яковлев ответил, что если € могу, то пр€мо сейчас, он мен€ ждет. ¬идимо, вопросы были уже решены. я поехал к ј.—.яковлеву. Ќадо сказать, что € имел на руках удостоверение ћјѕ по самой высокой форме, дающее мне право посещать любые учреждени€ и предпри€ти€ как ћјѕа, так и других ћинистерств.
   ѕоблагодарив Ѕ.¬. упри€нова, € поехал к јэ—у (так мы называли ј.—.яковлева).
   ¬стреча была очень теплой. јэ— умел это делать. ћне было предложено заниматьс€ вертикально взлетающим истребителем, на создание которого было получено задание —ћ и ÷   ѕ——. я дал свое согласие. ¬ ту пору мне было совершенно все равно. ћежду прочим, јэ— спросил мен€ "... что если оп€ть восстанов€т ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева, а он в этом уверен, € оп€ть уйду к ћ€сищеву? " я ответил, что € в это не верю, так что и уходить будет некуда.
   јэ— при мне позвонил Ѕ.¬. упри€нову и передал ему, что мы договорились и нужен ѕриказ ћинистра о моем переводе. ѕолучив добро, € распрощалс€ с јэ—ом и поехал домой. Ќа другой день мне позвонили из канцел€рии министерства и сообщили о выходе приказа министра о переводе мен€ на работу в ќ Ѕ ј.—.яковлева.
   “аким образом € оп€ть вернулс€ в ќ Ѕ ј.—.яковлева.
   ѕолучив приказ, € €вилс€ к ј.—.яковлеву. ќн очень тепло мен€ прин€л и предложил пройти с ним в зал заседаний. ѕодн€лись в зал. ¬ зале за большим столом сидели все руководители бригад, цехов и отделов ќ Ѕ. ѕри нашем по€влении все встали и јэ— сообщил всем, что вот приказом министра в ќ Ѕ направлен новый его заместитель всеми любимый бывший ведущий конструктор ќ Ѕ Ћ.Ћ.—ел€ков. ќн предлагает всем мен€ поприветствовать и прин€ть в коллектив. ¬се сто€ мен€ приветствовали; € всех их хорошо знал. јэ— предложил, чтобы € поздоровалс€ с каждым, и мы пожали друг другу руки. Ќа этом столь торжественна€ церемони€ закончилась. Ќа прощание јэ— за€вил, что раз все улажено, то он может спокойно уехать в отпуск.
   ƒиректору завода тов. ¬оропанову было поручено следить за министерством и вс€чески ограждать мен€ от возможных нежелательных дл€ јэ— решений.
   јэ— уехал в отпуск, а € приступил к выполнению своих об€занностей.
   ќзнакомление с состо€нием проектных дел у Ћ.ћ.Ўехтера и инженера ћордвинова по проекту вертикально взлетающего истребител€ мен€ привело в полное уныние. ƒействительно, € уже привык к масштабу работ, к правильной их организации, к серьезному анализу уже пройденного, к четкому планированию будущих работ. Ћеона ћихайловича Ўехтера - руководител€ проектных работ € хорошо знал, € хорошо знал этого слишком самоуверенного, способного, но с полным отсутствием самокритики инженера, без которой вообще немыслима проектна€ работа. я все понимал и наде€лс€, что мне удастс€, опира€сь на доверие јэ— организовать правильную работу по созданию заданного самолета. –уководство ќ Ѕ в лице начальника  Ѕ Ћ.».ћаше€, поддержанное "мадам"  . ильдишевой, хот€ мы и пожали друг другу руки, старалось ограничить мое вли€ние в ќ Ѕ.
   ћелкие, но достаточно оскорбительные уколы. ¬идимо Ћ.».ћашей не знал, что у мен€ есть удостоверение ћјѕ, дающее мне право свободного посещени€ любого ќ Ѕ, и никто у мен€ это удостоверение не отнимал, и € оказалс€ случайным свидетелем разговора ћаше€ с  ильдишевой о форме пропуска в ќ Ѕ, которое мне, по их решению нужно оформить. я услышал, что € буду иметь не административный пропуск, а пропуск р€дового конструктора через определенную пропускную кабину. ¬ довершение "мадам"  . ильдишева, обраща€сь к Ћ.ћ.ћашею сказала: "... ¬от ему некуда пойти работать, так он пришел к нам..." Ёто было уже слишком. ∆елание работать в этой организации у мен€ пропало.
   ѕочему в эти дела вмешивалась  . ильдишева, работающа€ начальником отдела прочности, € не знаю.
   ѕрошло несколько дней и мен€ вызвали к ѕ.¬.ƒементьеву.
   ѕри встрече ѕетр ¬асильевич попросил мен€ съездить к ј.Ќ.“уполеву и поговорить с ним, а то он мне поко€ не дает, - сказал ѕетр ¬асильевич.
   я позвонил ј.Ќ.“уполеву и спросил в чем дело. «ачем € ему нужен.
   јндрей Ќиколаевич попросил мен€ к нему подъехать пр€мо, если € могу, сейчас же. я приехал. јндрей Ќиколаевич, а он с людьми разговаривать умел, сказал мне, что так как € €вл€юсь крупным авиационным специалистом, особенно по т€желым самолетам, то было бы правильным использовать мои способности, как раз в этом направлении. » буду ли € возражать, если он предложит мне работать в его ќ ¬. я ответил јндрею Ќиколаевичу, что ѕетр ¬асильевич подписал приказ о моей работе у ј.—.яковлева и € уже приступил к работе.
   јндрей Ќиколаевич ответил, что никакого приказа нет, что все это ерунда. » если € не возражаю, то выйдет новый приказ о моем переводе в ќ Ѕ јндре€ Ќиколаевича “уполева.
   я сказал, что мне перед ј.—.яковлевым неудобно - € уже там работаю. Ќа что јндрей Ќиколаевич ответил: "¬се это ерунда." ќн сказал, что надо правильно использовать кадры и, что вопрос поставлен на  оллегии ћјѕ (√ ј“) и, что вышел новый приказ ѕ. ¬. ƒементьева о переводе мен€ из ќ Ѕ ¬.Ќ.„еломе€ в ќ ¬ ј.Ќ.“уполева, о моей работе в  Ѕ яковлева в новом приказе вообще ничего не было (ѕриказ ѕ.¬.ƒементьева ћ 205к от 28.12.61 - перевод в ќ Ѕ п.€. 116).
   ¬от так закончилс€ дл€ мен€ суматошный 1961 г. 2-го €нвар€ 1962 г. € приступил к исполнению своих новых об€занностей в ќ Ѕ јндре€ Ќиколаевича “уполева; практически € вернулс€ в организацию, в которую поступил 12 феврал€ 1932 г. “ак закончилс€ еще один этап в моей жизни. — одной стороны, высшие правительственные награды Ћенинска€ преми€ за высшее достижение в области самолетостроени€, а с другой - ...?
   Ќаступил 1962 г. ќп€ть все сначала, оп€ть перестройка, оп€ть новый коллектив с совершенно иными пор€дками.
   — одной стороны, хорошо, что € еще относительно молод, мне уже (или только) 45 лет и 30-летний стаж работы в ќ Ѕ ћјѕ.

   "»так, в новый путь, - сказал джентльмен, опуска€сь в прорубь". („арльз ƒиккенс).







–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты