Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х:
–Р–љ–∞–ї–Є–Ј —В–Њ—З–љ–Њ—Б—В–Є –њ—А–Њ–≥–љ–Њ–Ј–∞ –∞–≤–Є–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –њ–∞—Б—Б–∞–ґ–Є—А–Њ–Њ–±–Њ—А–Њ—В–∞ –њ–Њ –Т–Т–Я, –њ—А–Њ—Д–Є—Ж–Є—В—Г –±—О–і–ґ–µ—В–∞ –Є —Б—В–Њ–Є–Љ–Њ—Б—В–Є –љ–µ—Д—В–Є. –Ч–Р–Ю "–Ш–љ—Б—В–Є—В—Г—В –∞–≤—В–Њ–Љ–∞—В–Є–Ј–Є—А–Њ–≤–∞–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є –љ–∞ –≤–Њ–Ј–і—Г—И–љ–Њ–Љ —В—А–∞–љ—Б–њ–Њ—А—В–µ" –Х—А–Љ–Њ–ї–∞–µ–≤ –§.–Я. >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќџ… Ё“јѕ ћќ≈… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ќ Ѕ ј¬»ј÷»ќЌЌќ… ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ—“»

–јЅќ“ј ¬ ќ Ѕ ј.Ќ.“”ѕќЋ≈¬ј


   ѕрактически, вс€ мо€ дальнейша€ жизнь будет св€зана с самолетом “у-134, к сожалению, уже спроектированным и построенным до моего прихода в ќ Ѕ. Ќо в жизни не все идет просто и гладко, необходимо преодолевать, к сожалению, не только технические трудности.
   »так новый коллектив, новые пор€дки, организаци€ и взаимоотношени€.
    онечно, € не был уж таким новичком в коллективе ј.Ќ.“уполева. ћногие мен€ знали и многих € знал. "—оревнование" двух коллективов, “уполева и ћ€сищева, при создании отечественных стратегических систем: борьба ќ Ѕ-23 с отживающим старым (“у-95 - “¬ƒ), к сожалению имеющим широкую поддержку среди малокомпетентных, но обладающих властью, руковод€щих органов и слабость нашей авиационной науки, наше (ќ Ѕ-23) поражение в создании перспективных стратегических авиационных систем, опирающихс€ на мировой опыт развити€ авиации (“–ƒ и ƒ“–ƒ), многому мен€, руководител€ проектных работ, научили.
   ¬ременно € поселилс€ в кабинете —ерге€ ћихайловича ≈гера, там сто€л свободный стол. «а этим столом проводил первое врем€ своего пребывани€ в  Ѕ Ћазарь ћаркович –одн€нский. ќн перевелс€ сюда годом раньше, совершенно не сработавшись с ¬.Ќ.„еломеем.  онечно, дело не только в том, что Ћ.ћ.–одн€нский сработалс€ или не сработалс€ с новым руководством ќ Ѕ, а дело в том, что в корне изменилась тематика ќ Ѕ, исчезла цела€ отрасль, одна из самых сложных и ответственных в самолетостроении - система управлени€ самолетом.
   ¬ новой ракетной тематике систему управлени€ от расчетов до исполнительных механизмов выполн€ет специализированное  Ѕ, в данном случае, институт академика Ќикола€ јлексеевича ѕилюгина. ¬ этих услови€х привыкшему к самосто€тельности и к активной жизни Ћ.ћ.–одн€нскому делать в ќ Ѕ ¬.Ќ.„еломе€ было нечего.
   Ѕыли попытки к самосто€тельному созданию рулевой машинки и така€ разработка была поручена группе конструкторов управлени€, руководимой »горем ѕавловичем «олотаревым, но это была слишком мелка€ дл€ Ћ.ћ.–одн€нского работа.
   Ѕытовавша€ в те времена крылата€ фраза јндре€ Ќиколаевича, "что самый хороший гидроусилитель - бустер это тот, который не стоит на самолете", привела к тому, что до прихода Ћазар€ ћарковича –одн€нского в ќ Ѕ ј.Ќ.“уполева не было специалистов способных разобратьс€ и устранить те сложные €влени€ в устойчивости и в управл€емости, которые имели место на скоростных самолетах, как например поведение самолета “у-22.
   ѕриход Ћ.ћ.–одн€нского коренным образом изменил положение, но самое главное это то, что Ћазарь ћаркович создал школу, создал коллектив высококвалифицированных специалистов, способных решать сложнейшие вопросы современных систем управлени€. » в этом, если хотите, заслуга ¬ладимира ћихайловича ћ€сищева, воспитавшего таких талантливых специалистов, как Ћазарь ћаркович.
     великому сожалению, Ћазарь ћаркович –одн€нский умер в расцвете сил на 56-м году жизни 27.07.71 г.
   — ¬.Ќ.„еломеем € рассталс€ в конце 1961 г., но как показали дальнейшие событи€, ¬ладимир Ќиколаевич „еломей не оставил надежды о моем возвращении.
   ѕрошло 5 лет, раздалс€ звонок. —нимаю трубку. «накомый голос просит мен€ выйти. "Ќадо поговорить". ƒаю согласие и выхожу чрез подъезд "ѕоликлиника", тогда он еще действовал. ” подъезда стоит черна€ "¬олга" и около нее «аместитель ¬.Ќ.„еломе€ по режиму и кадрам. «дороваюсь и спрашиваю - в чем дело? ¬ ответ: ... "¬ами интересуетс€ одна очень вли€тельна€ особа, она просит ¬ас прибыть к ней на очень важную дл€ ¬ас встречу..." Ќа все мои расспросы о вопросы - один ответ ... "ѕоедемте, ¬ас ждут!" Ќу, пр€мо, как в детективе. «абавно! я подумал и решил поехать. ѕоехали. —мотрю поворачиваем на –еутово. ѕодъехали к резиденции ¬.Ќ.„еломе€. Ќас ждали. ћгновенно открылись ворота и мы не останавлива€сь выехали на двор ќ Ѕ. ѕодъехали к парадному. ѕоднимаюсь к ¬.Ќ.„еломею. ќн ждет мен€. ѕоздоровались и ¬.Ќ.говорит: "... ¬ы никуда отсюда не поедете, пока не дадите согласие на свое возвращение. я это говорю очень серьезно", - закончил ¬ладимир Ќиколаевич свою речь. я рассме€лс€ и говорю: "...Ёто что-то новое в найме рабочей силы!" » попросил ¬.Ќ. вызвать машину и отвезти мен€ обратно, т.к. все это очень несерьезно.
   ¬ладимир Ќиколаевич стал мен€ уговаривать, говор€, что он все врем€ следил за мной, что € совершенно не у дел, зр€ тер€ю врем€ и растрачиваю свои способности. Ќо € сто€л на своем. ¬се кончилось тем, что мен€ отвезли обратно.   сожалению, ¬ладимир Ќиколаевич был во многом совершенно прав. я, видимо, был ему нужен.
   ѕрав был и ѕавел ќсипович —ухой, говоривший мне, что € никогда у “уполева не получу самосто€тельности и, что он это испытал на себе.
   я это все прекрасно понимал, € понимал, что € совсем другой человек, у мен€ совсем друга€ школа и, что мой творческий путь создател€ закончен, € это интуитивно чувствовал. Ќо какие-то силы заставл€ли мен€ прин€ть решение - остатьс€ в ќ Ѕ ј.Ќ.“уполева.
   јндрей Ќиколаевич при разговорах со мной говорил: "ѕодожди, присмотрись, походи" и т.д.
   ѕребыва€ у —.Ќ.≈гера в кабинете, € знакомилс€ с методами работы, стилем работы и пор€дками, которые существовали тогда в ќ Ѕ при жизни јндре€ Ќихолаевича.
   ћне было трудно и т€жело.
   Ѕез дела слон€тьс€ € не умел, да и не хотел. ’орошо, что р€дом был старый товарищ и друг - Ћазарь ћаркович. я заходил к нему и мы долго беседовали. Ќадо было привыкать и приспосабливатьс€ к новым пор€дкам. ј пор€дки были совсем новые и малопон€тные. ¬ернее они были совсем не рациональные. ќтдел техпроектов, возглавл€емый —ергеем ћихайловичем ≈гером, волевым, но лишенным таких об€зательных дл€ руководител€ качеств, как самоанализ и самокритика, специалистом был оторван от группы Ѕ.ћ. ондорского, занимающегос€ у ј.Ќ.“уполева эскизной проработкой проектов, а точнее их рисованием. ќтдел технических проектов был в отрыве от отдела аэродинамики, возглавл€емого јлександром Ёммануиловичем —терлиным, который до своего ареста руководил Ё.ј.ќ. ÷ј√» (Ёкспериментальный јэродинамический отдел), от отдела прочности, возглавл€емого после смерти выдающегос€ прочниста јлексе€ ћихайловича „еремухина, совершенно неудачным руководителем јлександром –омановичем Ѕониным, обладавшим обширными энциклопедическими знани€ми, был далеко не прочнистом. ќт отдела компоновки пассажирских кабин, пассажирского оборудовани€ и интерьера, возглавл€емого очень способным и деловым человеком - »горем Ѕорисовичем Ѕабиным, которому чертовски "повезло" в жизни - он был дважды арестован. », наконец, совершенно обособленна€ организаци€, возглавл€ема€ јлексеем јндреевичем “уполевым.
   ѕрактически отсутствие отдела информации, где грамотно и целенаправленно обрабатывалась и доносилась до исполнителей информаци€ при полном отсутствии "квасного патриотизма".
   –уководителем отдела информации должен быть эрудированный, грамотный инженер, свободно владеющий иностранными €зыками и обладающий абсолютным доверием, как руководител€ технических проектов, которому он должен быть подчинен, так и непосредственно генерального конструктора.
    онечно, можно работать в различных услови€х, но дл€ быстрого решени€ современных сложных вопросов проектировани€ нужна более слаженна€ и четка€ организаци€.
   ¬ последние годы € руководил работой крупнейшей в союзе проектной организации. Ёто был хорошо организованный организм, способный решать любые технические авиационные и космические задачи.
   ¬се было сосредоточенно в одних руках, в руках руководител€, способного прин€ть и обосновать прин€тое решение и обладающего неограниченным доверием √енерального конструктора.
   Ќиже дл€ сравнени€ приведена схема организации проектного комплекса ќ Ѕ-23, руководимого Ћ.Ћ.—ел€ковым. —м. схему 1.
   ѕроектный комплекс был реорганизован под тематику ¬.Ќ.„еломе€ по состо€нию на декабрь 1961 г.
    ак € понимаю - в оркестре может быть только один дирижер! ƒа, это все было.
   ќднажды вызывает мен€ јндрей Ќиколаевич и говорит: "ѕоезжай на базу и посмотри там, что делаетс€" и вручает мне листок бумаги, на котором зелеными чернилами написано:
¬—≈ћ

все указани€ и распор€жени€ Ћ.Ћ.—ел€кова выполн€ть, как мои

ј.“уполев


   я вз€л бумагу, поблагодарил и вышел. ѕоехал на базу (∆ЋиƒЅ).
   ѕо дороге старалс€ пон€ть этот совершенно странный, на мой взгл€д, документ.
   Ќа базе сложна€ обстановка, там сталкиваютс€ иногда совершенно противоречивые взаимоотношени€ руководителей тем:
- ƒ.—.ћаркова,
- Ќ.».Ѕазенкова,
- ».‘.Ќезвал€
   там сталкивались дела т.т.:
 .¬.ћинкера,
Ћ.Ћ. ербера,
Ћ.ћ.–одн€нского,
Ќ.¬.Ќадашкевича,
ј.–.Ѕонина,
ј.Ё.—терлина и др.
   и руководител€ Ѕазы ћ.Ќ. орнеева (бывшего в военные годы главного инженера завода є22 и очень хорошо мне знакомого).
   я хорошо понимал всю сложность обстановки на Ѕазе и не понимал зачем мне эта записка јндре€ Ќиколаевича. » € решил, что ј.Ќ.“уполев решил проверить мен€, проверить мои личные общечеловеческие качества. ј так как € всегда считал себ€ вполне приличным человеком, то записку € положил в карман и никому ее не показывал.
   ¬идимо, € поступил правильно.
   —оздалось такое впечатление, что јндрей Ќиколаевич не очень четко представл€л себе, как наиболее разумно использовать мен€ в работах руководимого им коллектива - где должно быть или может быть мое место.
   ћой большой опыт проектировани€ т€желых сверхзвуковых самолетов мог бы пригодитьс€ при создании заданного коллективу ј.Ќ.“уполева сверхзвукового пассажирского самолета - “у-144.
   ѕроектирование этого самолета было поручено группе (отдел " ") јлексе€ јндреевича “уполева, занимающейс€, в основном, беспилотной малоразмерной техникой. ”местно повторить уже сказанное.
     этому времени на страницах журнала "“ехника воздушного флота" є1 за 1962г. была опубликована стать€ "»сследовани€ параметров сверхзвукового пассажирского самолета" авторы: Ћ.Ћ.—ел€ков, Ё.ј.ќшеров, ё.√.ƒобровский.
   Ёта стать€, написанна€ в 1959 г. нашим (ќ Ѕ-23) коллективом €вл€лась результатом научно-исследовательской работы, проводимой в ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева по созданию т€желых сверхзвуковых самолетов типа: ћ-50, ћ-52 и ћ-56, а также первых проектов сверхзвуковых пассажирских самолетов типа ћ-53, разработанных на базе самолета ћ-50.
     этому времени были закончены летные испытани€ первого т€желого сверхзвукового самолета ћ-50 до ћ=1,0.
   ¬ аэродинамической лаборатории ќ Ѕ-23 были произведены продувки модели сверхзвукового пассажирского самолета с плоским, овальной формой крылом (модель "— Ћ-11" изготовлена по чертежам отдела ¬.¬.√одовикова 24.02.62 г.), испытани€ є 377 от 14 ма€ 1962 г. »спытани€ проведены на числах ћ от 0,5 до 3,0.
   ѕосле приведени€ к натуре аэродинамическое качество самолета на было получено  =7. ¬се эти материалы были мне переданы и € сообщил их ј.Ќ.“уполеву и предложил свои услуги, свое участие в создании “у-144. јлександр Ќиколаевич согласилс€ с моим предложением и сказал: ... "ѕередай мое согласие јлексею јндреевичу." ¬стретившись с ј.ј., € предал ему согласие јндре€ Ќиколаевича предложил свои услуги.
   ј.ј.“уполев посмотрел на мен€ довольно-таки "косо" и ответил,что нечего было говорить с јндреем Ќиколаевичем а только с ним, а он подумает.
   я пон€л, что он не хочет со мной работ. ѕочему? - это не так уж и важно.
   я думаю, что он в то врем€ очень легко и просто смотрел на создание “у-144 и многие трудности недооценивал. ј, жаль.
   «абега€ на много вперед, может быть, что и жалеть-то мне было нечего. ¬едь проработав над темой “у-144 более 15 лет, израсходовав огромные материальные ресурсы, все бросили, прекратив все работы.
   Ќа аэродроме в ∆уковском, задрав острые носы в небо сто€т на приколе самолеты “у-144 как пам€тники нашей полной бесхоз€йственности. ¬сего их было построено: 17 летных и 4 дл€ статических испытаний.
   ¬ 60-е годы отдельных передовых авиационных личностей были попытки убедить нашу науку и правительство в необходимости и своевременности начать работы по созданию т€желых сверхзвуковых самолетов, но все эти попытки терпели неудачу в борьбе с нашими "предельщиками", нашей лженаукой.
   ¬.ћ.ћ€сищев в период 1954-59 гг. пыталс€ создать сверхзвуковой т€желый самолет "ћ-50"; многое было сделано, но по решению руководства брошено на полдороги. ј еще раньше ј.—.ћоскалев и –.Ћ.Ѕартини предлагали совершенно оригинальные решени€ по созданию т€желых сверхзвуковых самолетов, но и они были отвергнуты. ќсобенно жаль проект –. Ћ. Ѕартини, который теоретически вычислил и форму в плане, сечение профилей крыла своего его предложени€, очень похожее на современные "суперкритические" профили.
   ¬ правительственных кругах, поддержанных "наукой", никак не могли пон€ть, что решение новых перспективных задач в любой отрасли наших знаний можно получать только честным, одаренным, "одержимым" и одаренным идеей передовым люд€м. ј не люд€м, склонным к "показухе" и фейерверкам, каким, к великому сожалению был јндрей Ќиколаевич “уполев.
   Ќаши ученые физики-атомщики это блест€ще показали, сумев в короткий исторический срок решить дл€ страны сложнейшие оборонные задачи. Ќо им никто не мешал!






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты