Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Х:
"–Ґ–£–Я–Ю–Ы–Х–Т–°–Ъ–Р–ѓ –®–Р–†–Р–У–Р" –Т –†–Ш–°–£–Э–Ъ–Р–• –Р.–Ь. –І–Х–†–Х–Ь–£–•–Ш–Э–Р" –Ъ–љ–Є–≥–∞ –Х.–Ы. –Ч–∞–ї–µ—Б—Б–Ї–Њ–є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќџ… Ё“јѕ ћќ≈… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ќ Ѕ ј¬»ј÷»ќЌЌќ… ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ—“»

–јЅќ“ј ¬ ќ Ѕ ј.Ќ.“”ѕќЋ≈¬ј


(ѕродолжение)

» вот в третьем квартале 1963 года в соответствии приказом ћјѕ є276сс от 26.07.63 г. (ѕ—ћ 768-271 от 16.07.63г., т. е. спуст€ 4 года после ликвидации работ ¬.ћ.ћ€сищева по теме "ћ-50") коллективу ј.Ќ.“уполева поручалось спроектировать и построить п€ть летных и два дл€ прочностных испытаний экземпл€ра сверхзвукового пассажирского самолета “у-144, и это за 4.5 года! ј первый опытный самолет должен был быть построен через 3 года!

«адание 1963 г. на создание самолета “у-144:
- скорость крейсерского полета - 2300-2700 км/час;
- число пассажиров - 80 - 100;
- практическа€ дальность полета на сверхзвуковой скорости при взлетном весе не более 120 - 130 т. (должно быть 4000 - 4500 км.);
- в перегрузочном варианте с 30 - 50 пассажирами с подвесными баками - 6000 - 6500 км;
- базирование аэродром 1-го класса, а при перегрузочном варианте вне класса;
- беспосадочный полет ———– - —Ўј проработать.

„резвычайна€ легкость и безответственность дающего задание и принимающего к исполнению задание просто поразительна.

„ерез п€ть лет работы, практически всей страны, был спроектирован и построен первый опытный самолет “у-144. Ќо этот наспех сколоченный самолет бесхвостой схемы (заслуга в этом англо-французов) с четырьм€ двигател€ми конструкции Ќ.ƒ. узнецова, оснащенными огромными форсажными камерами, обеспечиваюшими на крейсерском режиме полета (ћ=2) необходимую т€гу при совершенно недопустимо большом удельном расходе топлива, больше 2-х кг топлива на кг т€ги в час.

Ќеобходимо отметить, что ¬.ћ.ћ€сищев и позднее англофранцузы работали над проектами самолета, оснашенного двигател€ми без использовани€ на крейсерском режиме форсажных камер с удельным расходом топлива не более 1,18, ибо с удельным расходом на сверхзвуке, равном =2, а тем более больше 2-х делать нечего! ¬се по этому вопросу изложено мной в эскизном проекте самолета ћ-50, т. е. в 1954 г. (на 9 лет раньше).

ƒвигатели на первом опытном самолете “у-144 по типу американского сверхзвукового т€желого самолета Ќорт-јмерикен ’Ѕ-70 "¬алкири€" (ћ=3), совершившего свой первый полет 21.09.64 г. собраны в единый т€желый блок. ѕо этому же типу в ќ Ѕ ѕ.ќ.—ухого прорабатывалс€ проект сверхзвукового т€желого самолета (ћ=3) - самолет "“-4". ѕервый полет этого самолета состо€лс€ 22 августа 1972 г. ѕилотировал летчик ¬.—.»льюшин.  ак видно, и в ÷ј√» ничего кроме блочного размещени€ в едином блоке всех двигателей не было. ј как же проекты "ћ-50" и "Concorde"?

јэродинамическое и весовое совершенство первого опытного самолета “у-144 очень низкое. Ќо самое главное это полное отсутствие уверенности в правоту и разумность проекта, выраженное в том, что экипаж самолета “у-144 размещен в кабине на катапультируемых креслах. “акого еще не было ни на одном опытном пассажирском самолете мира. Ќа любом пассажирском самолете имеетс€ только одно средство спасени€, как дл€ экипажа, так и дл€ пассажиров - это нормальна€ посадка при завершении рейсового полета.  онструкторы и эксплуатационники должны это обеспечить, и катапультные кресла дл€ экипажа там совсем неуместны.

Ѕезусловно, первый полет опытного самолета “у-144 в морозный с легким снежком последний день уход€щего 1968 г. - большое событие в авиационной жизни нашего государства. ¬о-первых, и это главное, было доказано, что т€желые самолеты бесхвостной схемы имеют права гражданства в ———–. ¬о-вторых, это был т€желый сверхзвуковой самолет, при создании которого были решены вопросы систем управлени€. ѕокойный Ћ.ћ.–одн€нский, име€ за плечами опыт работы над системой управлени€ самолета "ћ-50", справилс€ с поставленной перед его коллективом задачей, а экипаж Ёдуарда ≈л€на блест€ще справилс€ с проведением первого полета на самолете “у-144.

¬се это так. Ќо самолет, построенный в большой спешке, не был "деловым" самолетом. ≈го газодинамическое совершенство практически в три раза ниже совершенства англо-французского самолета " онкорд", вылетевшего всего на 2 мес€ца позднее (02.03.69 г.) Ќа самолете " онкорд" газодинамическое совершенство равно
 ћ/—г=15
  - аэродинамическое качество;
ћ - число ћ полета;
—г - удельный расход топлива двигател€.

ѕервый полет опытного самолета “у-144 скорее был "праздничным" фейерверком в усладу самого ј.Ќ.“уполева и конечно господина √енсека! „то не маловажно дл€ тогдашнего нашего быти€. я был в ∆уковском и наблюдал первый полет самолета “у-144. Ўел редкий снежок. ѕосле завершени€ первого полета € сн€л шапку в знак уважени€ к свершившемус€ и поздравил јндре€ Ќиколаевича с успехом. Ќо он даже не удостоил мен€ взгл€дом. «ачем € был в данный момент нужен. Ќет, € не был оскорблен или обижен его неприличным поведением.   этому времени € уже хорошо изучил этого хамовитого, тщеславного старика, дл€ которого главным было не дело, а "показуха", фейерверк и тщеславие.  онечно и это нужно было уметь делать, и он мастерски это делал. ¬едь главное совершить полет и об€зательно раньше англофранцузов, пустить пыль в глаза, а какого качества созданный под его руководством летательный аппарат - это никого в стране не интересовало. Ќикто не считал деньги, никто не стал бы разбиратьс€ или анализировать созданный наспех самолет. ¬едь вс€ авиационна€ наука, да и вообще наука в лице институтов ÷ј√», Ћ»», ÷»јћ и др. "ела из одной кормушки", ей тоже было важно, что можно трубить во все трубы: "ј мы впереди, мы - первые".

ѕосле удачного первого полета и р€да успешных показательных полетов дела по созданию пассажирского сверхзвукового самолета развивались следующим образом.

ѕроект самолета “у-144 был полностью переработан и глубоко модифицированный опытный самолет с двигател€ми Ќ.ƒ. узнецова с форсажными камерами, совершил свой первый полет 01.06.71г.   сожалению, и этот самолет не мог быт образцом дл€ создани€ "делового" самолета. ≈го силова€ установка обеспечивала необходимую дл€ полета на сверхзвуковом режиме т€гу только при очень большом удельном расходе топлива и ни о какой дальности полета говорить не приходилось.

 оэффициент восстановлени€ в длинном воздухозаборнике самолета “у-144 сер. равен 0,88, тогда как на "—опсоrde" на коротком заборнике он равен 0,92 (ћ=2). „ем выше коэффициент восстановлени€ давлени€, тем выше  ѕƒ силовой установки.

ј тут еще компоновщики умудрились засунуть в диффузор воздухозаборника 4-колесную тележку шасси, вещь совершенно нежелательна€. Ќо, несмотр€ ни на что, эта модификаци€ самолета была запущена в серию на авиазаводе города ¬оронежа.

1971-72 гг. дл€ всего ќ Ѕ ј.Ќ.“уполева были очень т€желыми.

”ходили из жизни основные технические руководители, опора ј.Ќ.“уполева, да и сам ј.Ќ.“уполев:

- Ћ.ћ.–одн€нский, главный помощник ј.Ќ.“уполева по системам управлени€, умер 27.07.71 г.

-  .¬.ћинкер, главный помощник ј.Ќ.“уполева по силовым установкам, умер 02.03.72 г.

- ».Ѕ.»осилович, главный помощник ј.Ќ.“уполева по организации производства, как опытного, так и серийного, умер 29.09.72 г.

—ам јндрей Ќиколаевич скончалс€ 23 декабр€ 1972 года.

ѕотери в руковод€щем звене были большие, и конечно они не могли не сказатьс€ на производственных делах ќ Ѕ. 3 июн€ 1973 г. во врем€ демонстрационного полета на международном авиакосмическом салоне в ѕариже на аэродроме в Ће Ѕурже потерпел катастрофу самолет “у-144. Ёкипаж во главе с пилотом ћ. озловым погиб. ѕричина: есть много всевозможных версий и предположений, официальных и неофициальных, но можно сказать только одно - самолет попал в неизученную ситуацию с недоведенной системой управлени€, этому немало способствовал характер погибшего на нем ведущего инженера ¬.Ќ.Ѕендерова.

Ќаконец после успешных полетов самолета " онкорд" с бесфорсажными на крейсерском режиме полета двигател€ми фирмы –оллс–ойс/—некма "ќлимп" руководство решило форсировать работы главного конструктора ѕ.ј. олесова по созданию нужного дл€ “у-144 бесфорсажного двигател€. ѕочему был совершенно забыт созданный дл€ самолета "ћ-50" бесфорсажный, высокоэкономичный двигатель "ћ16-17", созданный коллективом ѕ.‘.«убца?

—амолет “у-144 с опытными двигател€ми ѕ. олесова совершил свой первый полет 30 но€бр€ 1974 г., т. е. почти шесть лет позднее самолета " онкорд", а не раньше, как это преподносилось в нашей прессе.

“олько на этом самолете удалось добитьс€ километровых расходов - пор€дка 11,2 кг/км, когда на первом опытном “у-144 километровый расход был непомерно большой и равн€лс€ 26 кг/км. Ќа серийном самолете “у-144 с двигател€ми Ќ.ƒ. узнецова средний километровый расход топлива получен 16,15 кг/км на V=2350 км/час. ќтносительные километровые расходы изображены на графике 10:

Ќа самолете " онкорд" получен километровый расход на ћ=2,05 равный 8,5 кг/км.

¬ период 1976-77 гг.на самолетах “у-144 с двигател€ми  узнецова проводилась опытна€ эксплуатаци€ партии этих самолетов на маршруте ћосква - јлма-јта прот€женностью 3200 км. ѕассажирский салон самолета был скомпонован на 80 пассажирских мест.

ѕервый полет с пассажирами на трассе ћосква - јлма-јта совершен 01.11.77 г.

ѕервый технический рейс по трассе ћосква - ’абаровск, прот€женностью 6250 км, самолет “у-144 с двигател€ми ѕ. олесова, совершил 22.02.77 г. ќстаток топлива - 13 т. ¬рем€ полета туда - 3 часа 23 минуты и обратно - 3 часа 26 минут. —амо по себе это крупнейшее достижение. ѕассажирский салон перекомпонован на 60 пассажирских кресел. ћаксимальна€ платна€ нагрузка - 6000 кг.

ѕервый перелет на сверхзвуковой скорости через јтлантику совершен 27.09.73 г. на самолете " онкорд-02".

—амый дальний перелет на самолете " онкорд" прот€женностью 7780 км был совершен за 4 часа 34 минуты.

—ерийные самолеты " онкорд" начали регул€рные пассажирские полеты с 21.09.76 г.  омпани€ "Ёр ‘ранс" рейсом ѕариж - ƒакар, прот€женностью 4600 км открыла эру сверхзвуковых пассажирских перевозок. јнглийска€ компани€ "Ѕритиш Ёруэйз" маршрутом Ћондон - Ѕахрейн, прот€женностью 5650 км (3 часа 38 минут туда и 4 часа 13 минут обратно) начала воздушные пассажирские перевозки на самолете " онкорд". ѕассажирский салон на 138 - 144 пассажирских мест ќплатной нагрузки 12700 кг.

 азалось, что у нас, хот€ и с небольшим отставанием от  онкорда, есть крупные достижени€ в освоении длительных сверхзвуковых полетов, но 23 ма€ произошла досадна€ авари€ на самолете “у-144ƒ с двигателем ѕ. олесова, практически положивша€ конец эксплуатации у нас в —оюзе сверхзвуковых пассажирских самолетов. ¬ этой аварии, а точнее катастрофе, погибло три члена экипажа: Ќиколаев, „ернов и ¬енедиктов.

» дело, конечно, не в этой аварии, а в том, что у √лавного конструктора самолета “у-144 не хватало смелости, решимости и упорства, необходимых в деле доводки таких сложных самолетов, каким и оказалс€ самолет “у-144. “русость и прогресс несовместимы.

ј англо-французский самолет  онкорд был с самого начала "деловым" самолетом. ƒа, действительно, он длительное врем€ доводилс€ до получени€ на нем за€вленных фирмами летных характеристик.

”лучшалось крыло, деформировались передние кромки, измен€лась законцовка крыла, удлин€лась хвостова€ часть фюзел€жа, доводилась силова€ установка, входной диффузор, сопло, да и сам двигатель совместного производства фирм –оллс-–ойс и —некма и т. д. ќстались нерешенными проблемы, св€занные с возможным разрушением озонного сло€ и сам "звуковой" удар.

Ќо самолет был "деловой" и, что бы ни говорили отдельные писаки и супернаучные работники, самолет, созданный объединенными усили€ми творческих коллективов јнглии и ‘ранции, успешно летает уже более 15-ти лет.  онечно, за это врем€ были и непри€тности: то потер€ли часть рул€ направлени€, то подломили шасси и т. д. Ѕез этих непри€тностей сложных дел не бывает, это нормально. ј вот мы в нашем государстве больше занимаемс€ шумихой и фейерверками, загон€€ огромные материальные средства в "Ќ» ”ƒј"!

Ќаши российские труженики вложили свой огромный энтузиазм, знани€ и силы в дело создани€ самолета “у-144, был построен 21 самолет: 12 с двигател€ми Ќ. ƒ.  узнецова, 3 дл€ статических испытаний и 6 с двигател€ми ѕ.  олесова. ќгромна€ работа.

 ак-то € был в командировке в г. Ќовосибирске и при посещении »нститута (бывшего филиала ÷ј√») € осмотрел там специальный стенд, созданный инженерами-умельцами, дл€ проведени€ натурных испытаний планера самолета “у-144 в естественных услови€х полета. “о есть планер самолета не только нагружалс€ реальными нагрузками, но конструкци€ планера подвергалась искусственному нагреву, полностью соответствующему натурному - штатному полету. √рандиозное сооружение!

» все это заброшено - ничего никому не нужно!

“аким образом, стиль работы ј.Ќ.“уполева, имеющий много общего с любимой поговоркой Ќаполеона: "on sengege, et puisonvoit" - "главное вв€затьс€ в драку, а там посмотрим" в сочетании со страстным желанием быть "ѕервым", а что дальше неважно, плохо служат делу прогресса. ¬ этих услови€х, мои способности и знани€, стиль работы, мало что могли бы сделать и, видимо, мне жалеть о том, что не пришлось прин€ть участие в создании самолета “у-144, не стоит. я ничего изменить бы не смог. „то и подтвердилось в моей дальнейшей работе.

ќрганизаци€ работ по созданию “у-144 - это далеко не случайность, а закономерное €вление, стиль работы ќ Ѕ.   примеру, организаци€ работ по созданию рекордного самолета јЌ“-25, когда по –ешению правительства от 07.12.31г. ј.Ќ.“уполеву поручалось и он бралс€ за создание рекордного самолета меньше, чем за год, и в 1932 г. соверши3ъполет на рекордную дальность - 13 000 км по пр€мой.

¬з€лс€, но ничего не вышло, прошли годы в постройке опытных самолетов, обшивка из гофра покрывалась полотном, увеличивалс€ взлетный вес и мощность двигател€ јћ-34, строилась искусственна€ "горка" на ¬ѕѕ аэродрома, необходима€ дл€ разгона и взлета т€жело нагруженного самолета (единственна€ в мире). ћногочисленные попытки полетов и наконец в 1937 г. с опозданием на 5 лет полет экипажей „калова и √ромова через —еверный полюс в јмерику - 10 000 и 11 500 км по пр€мой продемонстрировали не достижение техники, а мужество российских людей, рискнувших совершить эти длительные полеты на совершенно неподготовленных дл€ этой цели самолетах.

“рагически закончившийс€ полет —.Ћеваневского на опытном самолете Ѕолховитинова - блест€щее тому доказательство. ¬се это аналогично путешестви€м ѕири и —котта к полюсам нашей «емли.

¬се это было и будет. ј пока мне нужно было найти, чем себ€ зан€ть. » тут подвернулс€ удобный случай.

¬есной 1962 г. должен был состо€тьс€ технический рейс на самолете “у-114 по беспосадочному маршруту ћосква - ¬ладивосток.








–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты