Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х:
–Р–љ–∞–ї–Є–Ј —В–Њ—З–љ–Њ—Б—В–Є –њ—А–Њ–≥–љ–Њ–Ј–∞ –∞–≤–Є–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –њ–∞—Б—Б–∞–ґ–Є—А–Њ–Њ–±–Њ—А–Њ—В–∞ –њ–Њ –Т–Т–Я, –њ—А–Њ—Д–Є—Ж–Є—В—Г –±—О–і–ґ–µ—В–∞ –Є —Б—В–Њ–Є–Љ–Њ—Б—В–Є –љ–µ—Д—В–Є. –Ч–Р–Ю "–Ш–љ—Б—В–Є—В—Г—В –∞–≤—В–Њ–Љ–∞—В–Є–Ј–Є—А–Њ–≤–∞–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є –љ–∞ –≤–Њ–Ј–і—Г—И–љ–Њ–Љ —В—А–∞–љ—Б–њ–Њ—А—В–µ" –Х—А–Љ–Њ–ї–∞–µ–≤ –§.–Я. >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќџ… Ё“јѕ ћќ≈… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ќ Ѕ ј¬»ј÷»ќЌЌќ… ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ—“»

–јЅќ“ј ¬ ќ Ѕ ј.Ќ.“”ѕќЋ≈¬ј


(ѕродолжение)

¬едущим инженером по самолету “у-114 в то врем€ был ¬ладимир »ванович Ѕогданов, в будущем начальник ¬/ќ "јвиазагранпоставка" ћјѕ.

“ак как € не был загружен работой, то € попросил разрешени€ у ј.ј.јрхангельского прин€ть участие в этом техническом рейсе. ѕолучив согласие, € с большим интересом и удовольствием прин€л участие в этом интересном полете. я никогда не был на ƒальнем ¬остоке и мне было очень интересно.

ѕеред ¬.».Ѕогдановым была поставлена задача: провести рейс ћосква - ¬ладивосток, изучить трассу и сам аэродром г. ¬ладивостока на предмет возможности беспосадочных полетов по этой трассе.

—тартовав в ћоскве мы полетели по кратчайшему пути в г.¬ладивосток. ћаршрут наш пролегал до ”рала над сравнительно обжитой местностью, а вот за ”ралом мы летели над сплошной тайгой. ќдни бескрайние леса и леса. Ќикаких признаков жиль€ и дорог. ¬ случае вынужденной посадки - садитьс€ некуда.

¬ составе нашей экспедиции был генерал јнатолий ¬ладимирович ∆атьков, бывший командующий авиационными подразделени€ми на ƒальнем ¬остоке.

ћы очень быстро подружились с јнатолием ¬ладимировичем. ќн оказалс€ очень интересным человеком и вз€лс€ быть моим гидом в ѕриморском районе, где он недавно был командиром.

ѕерелет до ¬ладивостока прошел успешно. ѕроизвели нормальную посадку и подрулили к очень маленькому аэровокзалу. ѕосле проведени€ осмотра как взлетно-посадочной полосы, подходов к ней, так и самого аэровокзала, вы€снилось, что такие большие самолеты, каким был “у-114, не могут эксплуатироватьс€ в этом районе.

¬злетно-посадочна€ полоса коротка и подходы к ней закрыты сопками. ¬ случае отказа одного из 4-х двигателей, взлет с полным весом невозможен. —ам аэровокзал слишком мал и по санитарным нормам прин€ть сразу 200 пассажиров не может. ћалы все его службы.

ќставив ¬.».Ѕогданова с летным составом писать протокол решени€, мы с јнатолием ¬ладимировичем на предоставленной местным командованием автомашине поехали знакомитьс€ с городом ¬ладивостоком и его окрестност€ми. ѕоездка была чудесной. ’оз€ева очень любезны и все нам показали. √ород, морской порт и окрестности. ѕобывали и в  аменноугольном районе г.јртемовска. ¬се было очень хорошо, но мы были на ƒальнем ¬остоке в самое трудное дл€ нашей авиации (военной) и военно-морского флота врем€.

ƒействительно, решение Ќ.—.’рущева о совершенной ненужности, как ¬¬—, так и надводных кораблей ¬ћ‘. ¬сюду царило запустение. ћы посетили одно из подразделений ¬¬—. „истенький городок, но какой-то опустошенный.

«аход€ в штаб, € обратил внимание, что на стенах висит большое количество ѕочетных грамот. ѕрисмотревшись, € прочел, что все грамоты выданы женам и членам семей летного и технического состава за достижени€ в местных спортивных соревновани€х.

¬ойд€ в кабинет к командиру, € спросил, почему только жены достигли больших успехов, а где же доблестные мужь€ и воины?  омандир немного растер€лс€, он даже не замечал, какие ѕочетные грамоты вывешены у него в приемной. ¬идимо, разгром Ќ.—.’рущевым нашего воздушного флота, отсутствие перспективы в жизни и привели к полной апатии командного состава.

¬ морском порту тоже было запустение - полна€ "мертв€чина". ѕустые причалы и сто€щие корабли, - жизни нет.

“ак совершенно случайно € оказалс€ на ƒальнем ¬остоке.

ќбратный перелет был тоже спокойным, нам были устроены торжественные проводы, и завалили вс€ческими вкуснейшими продуктами. ƒарами природы ƒальнего ¬остока, ну, конечно, и питьем.

„ерез 13 с небольшим часов полета мы благополучно прилетели в ћоскву.

¬ конце 1962 г. вышел ѕриказ јндре€ Ќиколаевича “уполева, определивший мое место в ќ Ѕ:

ѕ–» ј«
по организации п/€ 116
є 209 6 декабр€ 1962 г.
2
Ќепосредственное руководство работами и полномочное представительство на серийных заводах и во всех внешних организаци€х возложить:
- по издели€м 124 и 124ј на зам. главного конструктора т. —ел€кова Ћ.Ћ., сохранив об€занности ведущего инженера по 124 за т. ѕетровым Ѕ.‘., а по 124ј - т. Ўенгардт ј.—....
пп. √енеральный конструктор
“уполев ј.Ќ.

«а несколько мес€цев до выхода этого приказа мен€ вызвал јндрей Ќиколаевич и сказал: "ѕомогай ћаркову".

Ќу что же, помогать так помогать, это лучше, чем слон€тьс€ без дела.

ƒмитри€ —ергеевича € знал хорошо, и мы с ним быстро нашли общий €зык. ѕо обоюдному согласию € зан€лс€ пассажирской тематикой, а ƒмитрий —ергеевич - военной.

ƒмитрий —ергеевич ћарков - один из основных помощников јндре€ Ќиколаевича “уполева, высококультурный и образованный авиационный специалист. ƒо своего ареста он работал в ќ Ѕ Ќ.Ќ.ѕоликарпова и занималс€ там модификацией известного самолетаразведчика –-5.

ѕо его инициативе была создана модификаци€ под названием ¬-≈. Ётот самолет воевал в »спании, показал себ€ не очень хорошо - были большие потери.

¬ ќ Ѕ “уполева все фронтовые бомбардировщики и пассажирские самолеты прошли через руки ƒ.—.ћаркова (“у-2, “у-14, “у-16, “у-22, “у-22ћ, “у-104 и “у-124).

’арактер и деловые качества про€вились при создании самолета “у-16, когда было прин€то решение и запущен в серию совершенно неудачный самолет. ƒ.—.ћарков вз€л всю ответственность на себ€ и насто€л на полной переделке самолета, что и было выполнено. «а эту работу в приказе ћјѕ ему был объ€влен - ¬џ√ќ¬ќ–, как это ни странно, но выговор!

ќдно врем€ ƒ.—.ћарков совмещал работу √лавного конструктора и руководил работами агрегатного отдела и отдела эксплуатации. Ќо это была слишком больша€ нагрузка.

ј пор€дки в стране были действительно - странные!

ћинистр боеприпасов, военного времени, Ѕ.Ћ.¬анников в своих воспоминани€х "«аписки наркома":

"... ќднажды —талин сказал мне по телефону, что получил от Ќ.ј.Ѕулганина сообщение об одном фронтовике, который очень легко переделал семизар€дную винтовку в автоматическую.

- я дал указание, - сказал —талин, - автора наградить за хорошее предложение, а за самовольную переделку оружи€ наказать несколькими дн€ми ареста ... "

ƒействительно, в нашей стране "инициатива наказуема"!

ќсновное внимание € удел€л серийному самолету “у-124, который строилс€ на авиационном ’арьковском заводе. ѕо делам службы € стал часто бывать на этом одном из самых старейших авиационных заводов —оюза.

ќчень быстро сошелс€ до полного взаимного уважени€ и понимани€, как с руковод€щими работниками, так и с рабочим классом, с летной станцией. ќсобенно хорошие теплые отношени€ были с главным конструктором завода »ваном ƒенисовичем  равченко, главным инженером Ѕорисом јлексеевичем ’охловым и директором завода Ќиколаем ‘едоровичем  орниловым. я стал на заводе полностью "своим" человеком и никаких затруднений дл€ решени€ всех, порой очень сложных вопросов, не возникало. –аботать на заводе мне было очень хорошо, и € чувствовал себ€ человеком. “ак что этот приказ просто подытожил и закрепил достигнутое.

¬ силу своего характера, принима€ уже ответственные дела по самолетам “у-124 и “у-134, € должен был разобратьс€ в философии создани€ этих уже спроектированных и построенных без моего участи€ самолетов. Ќужно было пон€ть их место и технический уровень, сравнить их летно-технические характеристики с подобными зарубежными образцами.

я не мог иначе, € не умел иначе работать. » вот тут-то мне стало совсем грустно. ƒа, совершенно правы были древние люди, говорившие: "”множа€ знани€ свои, умножаешь печаль свою!" „ертовски все правильно.

 ак вы€снилось, никакой подобной работы в отделе технических проектов, возглавл€емом —ергеем ћихайловичем ≈гером, не велось, им этого было не нужно! ƒействовала формула: "ћы первые, и наши самолеты самые лучшие!" ¬от и все. » это нужно было везде и всегда говорить!

¬от почему проводима€ больша€ работа по сн€тию вс€ческих копий статей и фото при просмотрах зарубежных журналов сводилась к складыванию, с немецкой пунктуальностью, всей этой информации в аккуратные папки и последние складывались в шкафы. Ќикакой работы по их анализу не проводилось. «ачем? ¬едь самый простейший анализ говорил о нашем полном неблагополучии!

ћной были проведены работы по тщательному анализу характеристик наших и зарубежных пассажирских самолетов, € докладывал јндрею Ќиколаевичу и ответственным руководител€м эти свои работы, но к великому сожалению формула "а мы все равно первые и самые лучшие, а все это дезинформаци€", видимо, устраивала не только руководство ќ Ѕ.

Ќаши самолеты строились, рекламировались и эксплуатировались в "јэрофлоте".

Ќадо было оперативно решать возникшие в испытани€х, эксплуатации и в серийном производстве многочисленные вопросы.  онечно, можно было бы стать в позу и сказать: "я не хочу заниматьс€ "плохими" самолетами", повернутьс€ и уйти, - но куда? ѕредложени€ о трудоустройстве были.

–остислав јполосович Ѕел€ков - генеральный конструктор ќ Ѕ им.ћико€на предлагал вз€ть под свое наблюдение внедр€емый в крупное серийное производство и массовую эксплуатацию созданный ими самолет-истребитель ћ»√-21.

–исовались грандиозные масштабы, результативность работы, личное благополучие и т.д. ќп€ть "чужой", пусть очень хороший, но "чужой" самолет, новые коллективы, но мне нужна была совсем друга€ работа, а ее не было.

Ѕыли предложени€ от ¬ладимира ћихайловича ћ€сищева.

... ¬ладимир ћихайлович добилс€ своего освобождени€ от руководства ÷ј√» и приступил к исполнению своих об€занностей.

¬ышедшим ѕостановлением, организовалс€ Ёкспериментальный опытный завод, не ќ Ѕ, а завод (территори€ летно-доводочной базы в г.∆уковском), руководителем которого, с сохранением звани€ "“енеральный конструктор", и назначаетс€ ¬ладимир ћихайлович ћ€сищев.

ѕрактически это было еще одно оскорбление - ведь ќ Ѕ ему не вернули!

¬ладимир ћихайлович и в этих услови€х старалс€ вернуть к себе отн€тый в 1959 г. коллектив.

ѕолучил предложение и €.

Ќа состо€вшейс€ встрече с ¬ладимиром ћихайловичем, на которой присутствовал ¬алентин јлександрович ‘едотов (после смерти ¬. ћ. ћ€сищева возглавл€вший коллектив), ¬ладимир ћихайлович предлагал мне быть его первым заместителем с последующим руководством всей организацией.

ћы очень хорошо и откровенно поговорили и пришли к обоюдному согласию, что дл€ мен€ будет лучше остатьс€ руководителем работ по самолету “у-134, хот€ это была и не "мо€ работа".

ќп€ть возник вопрос - "каковы причины ликвидации ќ Ѕ ¬.ћ.ћ€сищева?"

ќп€ть вскрылись "старые раны"! ѕроводимые массовые репрессии по отношению к нашему народу и, особенно к интеллигенции, бесхоз€йственность, полное отсутствие объективной информации вообще и о зарубежном техническом уровне, отсутствие реальных планов по ускорению научно-технического прогресса в нашей стране, процветающа€ "показуха" и €вились главными причинами неоднократных ликвидаций передовых ќ Ѕ и их прогрессивных руководителей.

∆изнь прогрессивна и она врем€ от времени выдвигает передовые, прогрессивные активные личности, но существующий в нашей стране командно-бюрократический механизм проводит все необходимые меропри€ти€ по их "усреднению" - "нивелировке", а иногда и уничтожению.

ќчень правильно и характерно дл€ нашего времени сказал на страницах "ћосковской ѕравды" академик Ќикита ћоисеев: "... что всегда было дл€ мен€ самым трудным? “о, что всю жизнь провел с прот€нутой рукой. Ќо не просил что-либо дать, напротив, ѕ–ќ—»Ћ ¬«я“№ ћќ» «ЌјЌ»я, вз€ть то, что уже сделано, прин€то мной и моими коллегами.

Ќе хочет административна€ система! » работы надолго ложатс€ на полку... ¬от в чем главна€ беда нашей науки".

я все это испытал на себе! ¬се мои знани€ и опыт практически никому не нужны!

¬ итоге, € заключил "сделку" с самим собой и осталс€ в  Ѕ јндре€ Ќиколаевича “уполева.

ћне кажетс€, что мое руководство в лице ј.ј.јрхангельского, очень хорошо относившегос€ ко мне, хорошо понимал мен€ и старалс€ отправл€ть мен€ в длительные трудные загранкомандировки, которые безусловно мне были интересны.

ѕо наиболее интересным командировкам мною составлены и доложены –уководству отчеты.

¬едь были вот такие эпизоды в моих взаимоотношени€х с јндреем Ќиколаевичем. “елефонный звонок перед окончанием рабочего дн€. «вонит јцдрей Ќиколаевич и коротко: "ѕоедем ко мне на дачу обедать". Ќу что ж поехали. јндрей Ќиколаевич на своей черной машине. я за ним следом на своей белой "¬олге". ѕодъезжаем к даче, расположенной в лесу на Ќиколиной горе. ќставл€ю машину на улице и иду на дачу. јндрей Ќиколаевич уже плохо ходил, и по пути его следовани€ от машины до столовой через несколько метров сто€ли пуфики-скамеечки, на которые он присаживалс€ и отдыхал.

Ќа предпоследнем пуфике јндрей Ќиколаевич задерживалс€, € подходил к нему. » тут начиналось. Ќа самом отборном мате, а јндрей Ќиколаевич умел и, к сожалению, любил употребл€ть нецензурные слова, ругал мен€ за то, что € пристаю к нему с вс€кими правильными, на его взгл€д, предложени€ми, но он уже ничего сделать не может, уже не в силах, а € все пристаю к нему. ѕоток брани кончалс€, и он говорил улыба€сь: "Ќу х.. с тобой, пошли обедать". я все это врем€ сто€л молча и смотрел на него улыба€сь. я не обижалс€ на него, мне было искренне жаль этого уже старого и больного человека, но от этого не легче.

ќбед проходил, как у нас прин€то говорить, в дружеской обстановке. я был невольным свидетелем непристойного поведени€ јндре€ Ќиколаевича в многолюдных общественных местах. ѕариж - универсальный магазин, многолюдно. ¬ходит в хорошем настроении, улыбающийс€ јндрей Ќиколаевич и начинает на совершенно нецензурном, российском матерном €зыке громко выражать свое отношение к окружающему. ѕроход€ща€ пожила€ дама бросает: "¬ы напрасно думаете, что в ѕариже не знают русского €зыка..." » прошла мимо.

¬от такие были дела.

—реди многочисленных воспоминаний людей, знающих хорошо јндре€ Ќиколаевича “уполева, говорилось, что он очень любил русские обычаи, поговорки и старалс€ примен€ть их в своей повседневной жизни, но вот тут что-то не так.

–усские древние мудрые поговорки "Ќе хвались едучи на рать, а хвались едучи с рати" и "÷ыпл€т по осени считают" и т.д. говор€т о конечном результате своей де€тельности, а вот ее-то и не было. ћожет быть, € что-либо и не понимаю...?






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты