Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Х–†–Т–Ђ–Щ –Я–Ю–Ы–Х–Ґ –Т–Х–†–Ґ–Ю–Ы–Х–Ґ–Р ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Т–Ы¬ї. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ю–Ю–Ю ¬Ђ–С–Х–†–Ъ–£–Ґ –Р–≠–†–Ю¬ї. 12.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќџ… Ё“јѕ ћќ≈… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ќ Ѕ ј¬»ј÷»ќЌЌќ… ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ—“»

–јЅќ“ј ¬ ќ Ѕ ј.Ќ.“”ѕќЋ≈¬ј


(ѕродолжение)

 –ј“ јя “≈’Ќ»„≈— јя ’ј–ј “≈–»—“» ј ѕј——ј∆»–— »’ —јћќЋ≈“ќ¬, —ќ«ƒјЌЌџ’ ¬ ќ Ѕ јЌƒ–≈я Ќ» ќЋј≈¬»„ј “”ѕќЋ≈¬ј, ƒјЋ№Ќ≈…Ў≈≈ –” ќ¬ќƒ—“¬ќ  ќ“ќ–џћ» ЅџЋќ ћЌ≈ ѕќ–”„≈Ќќ

–≈«”Ћ№“ј“џ ѕ–ќ¬≈ƒ≈ЌЌќ√ќ ћЌќ… “ўј“≈Ћ№Ќќ√ќ јЌјЋ»«ј

—амолет “у-124.
ѕассажирский самолет “у-124 был первым в мире пассажирским самолетом дл€ местных линий, оборудованный двухконтурными турбореактивными двигател€ми.

ѕеред коллективами ќ Ѕ и серийного ’арьковского авиационного завода јндрей Ќиколаевич поставил задачу: как можно быстрее сделать новый пассажирский турбореактивный самолет - “у-124 с двум€ двухконтурными реактивными двигател€ми ƒ20ѕ конструкции ѕ.ј.—оловьева.

ѕоскольку ј.Ќ. считал самолет “у-104 очень удачным самолетом, а ’ј« освоил этот самолет в серии, то и было прин€то решение: самолет “у-124 создать как модель самолета “у-104. ¬се размерности планера самолета “у-104 умножались на коэффициент 0,8.

ƒиаметр фюзел€жа самолета “у-104 равен 3,5 м, перемноженный на  =0,8, диаметр получилс€ 2,8 м, но на освоенном в нашей промышленности американском самолете ¬-29 - “у-4 диаметр фюзел€жа 2,9 м и поэтому на самолете “у-124 был прин€т фюзел€ж диаметром 2,9 м.

Ќа самолете “у-104 из-за большой толщины центральной части крыла, проход€щей через фюзел€ж, был выполнен очень неудобный ступенчатый пол, значительно затрудн€ющий эксплуатацию этого самолета. ¬о вс€ком случае, на всех пассажирских самолетах мира (кроме “у-104, “у-114 и “у-124) пол в пассажирском салоне ровный. Ќесмотр€ на это, на самолете “у-124 сохранен (!) этот ступенчатый пол пассажирского салона.

 рыло самолета “у-124 тоже выполнено путем уменьшени€ его размерностей на  =0,8. ѕри этом удлинение крыла уменьшили с 6,84 на “у-104 до 5,5 на “у-124. „то совершенно непон€тно и не учитывало специфику эксплуатации самолета с меньшими дальност€ми полета, где дол€ полета на малых скорост€х, взлет, посадка и режим ожидани€ возрастают, а это требует значительного улучшени€ аэродинамики малых скоростей и, в первую очередь, увеличени€ (а не уменьшени€) удлинени€ крыла (удлинение крыла - отношение квадрата размаха к площади крыла). ¬ыполненный на крыле элерон с осевой компенсацией значительно испортил аэродинамику крыла самолета.

“ип примен€емой в авиации осевой компенсации элеронов изображен на прилагаемой схеме.

ћеханизаци€ крыла.

ћеханизаци€ крыла, выполненна€ на самолете “у-124, состо€ща€ (как это написано в техническом описании самолета и в книге “.».Ћигума "јэродинамика самолета “у-124" редиздат ћ√ј 1966 г.) из двухщелевых закрылков, подфюзел€жного посадочного щитка и интерцепторов, практически оказалась малоэффективной. Ѕольшое количество вырезов и щелей в самих закрылках и, особенно, в их дефлекторах вызывали нарушение плавного обтекани€, вызывали срыв потока, привод€щий к большой тр€ске.

—равнительные характеристики эффективности механизации крыла самолетов “у-124 и ¬ј—-I-II изображены на графике 11.

ѕодфюзел€жный посадочный щиток, предназначенный дл€ увеличени€ угла планировани€ до 9', в св€зи с внедрением автоматических систем захода на посадку, ограничивающих угол глиссады при заходе на посадку 2,5 - 3' оказалс€ просто не нужным и даже вредным, т.к. при его использовании на стандартной глиссаде планировании требовалась повышенна€ т€га двигателей, что приводило к перерасходу топлива и к повышенному шуму. »нтерцепторы, открывающиес€ только при пробеге, были эффективны, но невозможность использовани€ их в воздухе в качестве воздушных тормозов резко снижало маневренные (по скорости) качества самолета.

 абина экипажа, состо€щего из п€ти человек ( омандир корабл€, 2-ой пилот, штурман, бортрадист и бортмеханик), была выполнена в соответствии с прин€той в ¬¬— кабиной самолета “у-16 - “у-104. ¬ цел€х уменьшени€ сопротивлени€ фюзел€жа, его носова€ часть была выполнена длинной и заостренной.  ак показали первые полеты, длинный нос значительно ограничивал обзор при заходе на посадку, и на третьем экземпл€ре (є003) самолета носова€ часть фюзел€жа была укорочена на 500 мм и несколько опущена вниз. Ёто меропри€тие значительно улучшило обзор экипажа и с одиннадцатого самолета было запущено в серию.

ѕассажирский салон, рассчитанный на 44 пассажирских места, имел, практически, только одну дверь, через которую осуществл€лись: посадка и высадка пассажиров и экипажа, погрузка багажа и почты в передний багажник и погрузка блоков питани€. „то значительно затрудн€ло эксплуатацию самолета. »мевша€с€ втора€ дверь, расположенна€ в задней части фюзел€жа, тоже с левой стороны, практически была непригодна к эксплуатации, так как подход к ней перекрывалс€ хвостовой частью гондолы шасси и низко расположенным стабилизатором, а также концевой, низко опущенной, частью стреловидного крыла.

Ќикаких аварийных выходов на крыло, как это прин€то на современных самолетах, не было.

Ќа самолете отсутствовала система наземного кондиционировани€ и централизованна€ система заправки топливом. Ёти два обсто€тельства создавали очень большие трудности при эксплуатации самолета, особенно в зарубежных аэропортах.

ќтсутствие реверса т€ги на двигател€х значительно снижало надежность самолета при эксплуатации его в сложных метеоуслови€х. ’востовой тормозной парашют был крайне неудобен.

ѕервый полет опытный самолет “у-124 совершил 3 марта 1960г. Ќачало эксплуатации 44-местных самолетов “у-124 началось рейсом ћосква - “аллинн, осуществленного из а/п ¬нуково 2 окт€бр€ 1962г.

¬ этом полете прин€ло участие практически все руководство ќ Ѕ во главе с ј.Ќ.“уполевым. я никогда не был в г.“аллине и с большим удовольствием прин€л участие в этом полете. ѕолет прошел очень удачно. ћежду прочим, в этом полете прин€л участие заслуженный летчик-испытатель, принимавший участие в испытани€х “у-124, јлександр ƒанилович  алина. Ќа борту самолета € с ним и познакомилс€. ¬ недалеком будущем јлександр ƒанилович стал моим ближайшим помощником в испытани€х опытных самолетов - “у и этот замечательный, интереснейший человек стал моим другом - другом моей семьи.

јндрей Ќиколаевич “уполев в цел€х закреплени€ самолета “у-124 в эксплуатации срочно разрабатывает салонный вариант самолета, а дл€ ¬¬— создаетс€ учебный штурманский вариант “у-124Ў.

Ќа этом самолете в пассажирском салоне размещались пульты со штурманским учебным оборудованием, и на самолете в центральной части крыла были установлены бомбодержатели дл€ подвески учебных 100 кг бомб.

—алонный вариант самолета “у-124 "салон" был поставлен в правительственный отр€д ¬¬— »рака и в отр€д индийских ¬¬—, обслуживающий »ндиру √анди. ѕричем в этих самолетах вместо нормально функционирующих туалетов были установлены легкосьемные блоки - "параши".

 роме того, по три самолета под нашим политическим нажимом было поставлено в  итай, „ехословацкую республику и в √ƒ–.

¬ цел€х улучшени€ экономических характеристик самолета “у-124, мы с »горем Ѕорисовичем Ѕабиным по договоренности с руководством ’ј« разработали и выпустили модификацию самолета “у-124 - “у-124¬ с улучшенным интерьером и увеличенным до 56-ти числом пассажирских мест.

—амолет “у-124¬ был запущен в серию с начала 1964г.

 роме этих работ, по требованию ј.Ќ.“. в 1963г. были построены три опытных самолета “у-124Ѕ с модифицированными двигател€ми ƒ20п-125, имеющими взлетную т€гу, равную 5800 кг и несколько увеличенный вес, и уменьшенный расход топлива.

ѕроведенные летные испытани€ показали нецелесообразность запуска “у-124Ѕ в серию.

—амолет “у-124 экспонировалс€ на выставках в ѕариже, Ћейпциге, √енуе, Ѕомако и в ƒубровнике на проходившей там ѕогоушской конференции.

Ќо, как и следовало ожидать, этот спешно построенный, без проведени€ необходимого анализа и экономического обосновани€ самолет, несмотр€ на все старани€ и умение ј.Ќ.“. проталкивать в жизнь построенные по его философии самолеты (главное - быстро построить), из-за экономической нецелесообразности был сн€т с эксплуатации в декабре 1979г. (приказ ћ√ј є13 от 21 €нвар€ 1980г.)

ќчень интересно мнение простых работ€г „—ј, высказанное мне во врем€ моего посещени€ ѕраги в св€зи с началом эксплуатации в „—ј 3-х поставленных в „ехословакию самолетов “у-124¬.

Ќаход€сь на территории аэропорта г.ѕраги, ко мне обратились трое пожилых рабочих, служащих компании „—ј:

"“ов. —ел€ков, можно с ¬ами откровенно поговорить?"

я ответил: " онечно, можно. я вас слушаю."

"“ов. —ел€ков, мы благодарны ¬ам за оказанную техническую помощь, выраженную в поставке нам впервые года становлени€ „ехословакии самолетов “у-104ј (70 пасс. мест). —амолеты “у-104ј, их освоение и успешна€ эксплуатаци€ позволили организовать нашу авиакомпанию. ћы вышли на международный уровень. ћы понимали, что “у-104ј - это совсем новый самолет и что, как и вс€кое новое дело, имеет много вопросов. ћы понимали это и хорошо относились к “ушке, как мы называли “у-104ј.

ћы наде€лись, что и ¬ы все это понимаете и, создава€ новый пассажирский самолет, учтете все недостатки “у-104ј и создадите нужный дл€ нас самолет.

ћы ждали с большими надеждами самолет “у-124¬.  огда мы получили “у-124¬, то мы пон€ли, что ¬ы ничего не пон€ли.

ћы просим извинить нас за откровенный разговор".

¬от и все.

ѕо приезде в ћоскву € все, слово в слово, передал јндрею Ќиколаевичу.

ћолчание было ответом.

я не могу пон€ть упорство јндре€ Ќиколаевича “уполева в желании рекламировать и вс€чески продвигать неудачный пассажирский самолет “у-124¬.

¬ отчетах "јэрофлота" самолет “у-124¬ значилс€ как нерентабельный, убыточный самолет.

ѕо данным ћ√ј от 19 ма€ 1969г. самолет “у-124¬ за один час полета приносил убыток - 40 рублей, и это при очень низкой стоимости на нефть и низкую оплату труда рабочих серийного завода.

ѕосещение африканского континента.

¬ соответствии с решением —овета ћинистров ———– о демонстрации отечественной авиационной техники на международных и советских торгово-промышленных выставках и €рмарках, самолет “у-124 є45044, принадлежащий компании "јэрофлот", должен был экспонироватьс€ на —оветской торгово-промышленной выставке в столице –еспублики ћали г.Ѕамако.

ѕерелет самолета “у-124 є45044 на выставку в г.Ѕамако должен был быть совмещен с выполнением специального ѕравительственного задани€ по посещению стран —еверной јфрики правительственной делегацией во главе с заместителем министра иностранных дел —оюза ——– тов.яковом јлександровичем ћаликом.

‘актически, самолет “у-124 є45044 был передан в распор€жение этой ѕравительственной делегации и посещение выставки в г.Ѕамако и демонстраци€ на ней самолета должна была быть выполнена в дни посещени€ тов.ћаликом я.ј. г.Ѕамако.

ѕеред отлетом € постаралс€ изучить историю республики ћали и вот что оказалось: в ’III веке на севере јфрики существовало высокоразвитое государство ћали, в котором был организован первый в мире университет. ≈вропейцы посылали своих детей изучать в этом университете астрономию и математику! Ќо междоусобные войны и нашествие варваров практически уничтожили государство. ≈го судьба - судьба государства »нков в ёжной јмерике.

ћаршрут перелета.

ѕосле долгих поисков возможного маршрута перелета был утвержден следующий маршрут:

ћосква - —имферополь -  аир - ’артум - ‘орт-Ћами - Ќиамей - Ѕамако.

¬ самый последний момент этот маршрут был несколько дополнен, в св€зи с необходимостью посещени€ јддис-јбебы (Ёфиопи€), ћогадишо (—омали) и Ќайроби ( ени€) советской ѕравительственной делегацией.

“аким образом, самолет “у-124 должен был совершить перелет по странам јфрики в совершенно новых и достаточно трудных дл€ этого самолета услови€х жаркого африканского климата.

 ак видно из приведенной характеристики аэропортов, наиболее трудные услови€ дл€ самолета будут при посещении высокогорных районов аэродромов јддис-јбебы и Ќайроби, а также аэропорта ћогадишо. –ассто€ние между аэропортами перелета измен€лось от 1320 до 2120 км. (—м. таблицу).

Ќагрузка и взлетный вес самолета.

Ќагрузка самолета с учетом большого объема запасных частей и запаса питьевой воды составл€ла:

1. ѕассажиры и багаж - 5 человек - 500 кг
2. «апасные части, инструмент и Ќ. 3. - 1500 кг
3. –екламна€ литература - 300 кг

¬ сумме = 2300 кг

¬ес снар€женного самолета без топлива - 22 600 кг

¬ес топлива (полна€ заправка) - 10 500 кг

“аким образом, взлетный вес самолета на всех этапах перелета был около 35,4 тонны.

’арактеристика аэродромных условий.

“аблица 5
Ќаименование јэропорта ƒлина ¬ѕѕ, м ¬ысота над уровнем мор€, м —редн€€ температура, + град.—
 аир 3310 111 30,6
’артум 2150 383 32,6
‘орт-Ћами 2990 296 33,3
Ќиамей 2570 223 37,1
Ѕамако 2135 329 35
јдис-јбеба 3000 2330 19,0
Ќайроби 4120 1624 23,2
ћогадишо 1973 8 29,5
Ёкипаж самолета состо€л из 8 человек:

1. ќтветственный от √¬‘  омандир корабл€ - яковлев ¬.ѕ.
2.  омандир корабл€ левый пилот
3. ѕравый пилот
4. Ўтурман
5. Ѕортрадист
6. Ѕортинжинер
7. »нженер по эксплуатации
8. —тюардесса.
¬ыполнение задани€.

¬ылет самолета состо€л€ 20 €нвар€ 1964 г. с ћосковского международного аэропорта "Ўереметьево".

ѕерелет самолета по маршруту ћосква- Ѕамако протекал следующим образом.

¬ Ѕамако самолет прибыл 21.01.64 г. в 18 час. 15 мин. по московскому времени.

ѕерелет ћосква-Ѕамако общей прот€женностью 9570 км был проведен за 15 летных часов. (—м. данные прилогаемой “аблицы 6).

Ќа участке ’арум-Ѕамако (4633 км) самолет летел над малонаселенной, безводной пустыней. Ќа этом участке —амолеты √¬‘ не летают.

“аблица 6
Ётап перелета –ассто€ние между аэропортами, км врем€ в пути, час. —редн€€ скорость перелета ѕримечание
1. ћосква - —имферополь 1320 1 ч.55 мин. 683  
2. —имферополь -  аир 1852 2 ч.38 мин. 700  
3.  аир - ’артум 1765 2 ч.49 мин. 630 —ильный встречный ветер до 150 км/час
4. ’артум - ‘орт-Ћами 1914 3 ч.20 мин. 574 —ильный встречный ветер до 150 км/час
5. ‘орт-Ћами - Ќиамей 1390 2 ч.07 мин. 657  
6. Ќиамей - Ѕамако 1329 2 ч.15 мин. 640  

ћатериальна€ часть во врем€ этого перелета работала хорошо.

¬се аэродромы, которые мы посетили, оборудованы подземными топливными емкост€ми. ѕриемные колонки расположены как на сто€нках самолетов, так и на посадочных площадках. ќчень удобные в эксплуатации. —амоходные агрегаты централизованной и индивидуальной заправки, малогабаритные, работающие совершенно бесшумно, также очень удобны в эксплуатации. Ќо, к сожалению, самолет “у-124 не оборудован системой централизованной заправки топливом и заправка его топливом производилась вручную ведрами, через верхние заливные крыльевые горловины, что вызвало у местного обслуживающего аэродромного персонала иронические улыбки.

¬се современные зарубежные пассажирские самолеты оборудованы системой централизованной заправки топливом.

ќтсутствие на самолете “у-124 системы кондиционировани€ воздуха в кабинах самолета на сто€нке и малых высотах значительно затрудн€ет эксплуатацию, особенно в дневные жаркие часы. ¬ пассажирском салоне и в кабине экипажа очень душно и жарко - "дышать нечем".

ѕо прибытии в а\п Ѕамако было прин€то решение самолет “у-124 є 45044 публике не показывать до осмотра его президентом ћали г-ом ћодибо  ейто.

25 €нвар€ на аэродром прибыл президент ћодибо  ейто и подробно ознакомилс€ с самолетом и его характеристиками.

ѕрин€ть участие в деманстрационном полете президент отказалс€, ссыла€сь на большую зан€тость. ѕосле посещени€ президентом самолета тов.ћалик я.ј. за€вил, что в понедельник утром он улетает и мы демонстрировать самолет можем только в воскресенье.

26 €нвар€, в воскресенье, представители ¬сесоюзной конторы "јвиаэкспорт" тт.  ротов ё.ј. и € пытались органиать демонстрацию самолета представител€м административноторговых организаций –еспублики ћали и просто публике, но из этого ничего не получилось. —обрать руководителей промышленности, города и транспорта в воскресный день оказалось невозможным.

27 €нвар€, в понедельник, руководитель правительственной делегации я.ј.ћалик в 6-00 часов утра улетел на самолете“у-124 в ’артум, а оттуда должен был лететь в Ёфиопию, —омали и  ению.

¬виду отсутстви€ у мен€ виз на право посещени€ этих стран, а также отсутстви€ "свободной" валюты, € вынужден был остатьс€ в Ѕамако и возвратитьс€ в ћоскву на рейсовом самолете »л-18.

—амолет »л-18 летает по четвергам рейсом јккра - Ѕамако - –абат - Ѕелград - ћосква.

¬ четверг 30 €нвар€ € вылетел самолетом »л-18 и 31-го утром был в ћоскве.

Ќ≈ћЌќ√ќ —ќ¬—≈ћ ќ ƒ–”√ќћ

—овесть, свобода и человеческое достоинство

—то€ на аэродроме г.Ѕамако и провожа€ глазами удал€ющийс€ на восток самолет “у-124¬, € с грустью думал: "ј где, в какой еще цивилизованной стране, бросают на полпути одного из ответственных членов экспедиции? √де?"

ѕока € сто€л, на аэродром приземлились несколько самолетов »л-14 с советскими опознавательными знаками на бортах.

—амолеты зарулили на сто€нку и из них вышла больша€ группа людей, прошедша€ мимо мен€ с большим шумом.

Ўли высокие стройные люди с гордо подн€тыми головами, побежденные, но далеко не покоренные! я в первый раз в жизни видел не на фото или в кино, а в жизни, закованных в кандалы людей.

Ќа их шее, руках и ногах были стальные хомуты, св€занные между собой гремевшими при их ходьбе цеп€ми.

 ак мне удалось позже вы€снить, это были вожди восставшего племени “уарегов, проживающего в центральной пустыне —ахара. ѕлем€ восстало против насильственного насаждени€ у них новых наших пор€дков. ≈сли € правильно пон€л, то повтор€лись  азахстан, ”краина,  убань и т.д. 1931 - 32гг. «ачем мы лезли не в свои дела?

¬ыводы по полетам самолета “у-124 по африканскому континенту.

1. ƒл€ нормальной эксплуатации самолета совершенно необходима бортова€ система кондиционировани€ на земле и на малых высотах.

2. ƒл€ нормальной эксплуатации самолета “у-124 на лини€х авиакомпании "Ёр ћали" дальность полета самолета с полной нагрузкой должна быть доведена до 2000 км, а с полным запасом топлива - не менее 3000 км.

3. —амолет “у-124 должен быть оборудован централизованной системой заправки топливом.

4. ¬злетные характеристики самолета должны обеспечивать взлет самолета с одним двигателем при полном взлетном весе при температурах наружного воздуха ћ—ј +25'— как на уровне мор€, так и на высоте 1500 м.

ƒл€ удовлетворени€ этих требований потребуетс€ крупна€ модификаци€ самолета, главным образом, в значительном улучшении взлетных характеристик, т.к. только при увеличении взлетного веса до 38 т (разрешенного по прочности самолета) и установке центрального кессонбака (вместо м€гких баков) самолет будет удовлетвор€ть требовани€м по дальности полета.

„то же касаетс€ взлетных характеристик, то потребуетс€ больша€ проектно-исследовательска€ и конструкторска€ проработка по улучшению характеристик крыла самолета и его механизации.


ќтыщи всему начало,
и ты многое поймешь.

 озьма ѕрутков.






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты