Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –С–Ш–С–Ы–Ш–Ю–Ґ–Х–Ъ–Х:
"–Ґ–£–Я–Ю–Ы–Х–Т–°–Ъ–Р–ѓ –®–Р–†–Р–У–Р" –Т –†–Ш–°–£–Э–Ъ–Р–• –Р.–Ь. –І–Х–†–Х–Ь–£–•–Ш–Э–Р" –Ъ–љ–Є–≥–∞ –Х.–Ы. –Ч–∞–ї–µ—Б—Б–Ї–Њ–є >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќџ… Ё“јѕ ћќ≈… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ќ Ѕ ј¬»ј÷»ќЌЌќ… ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ—“»

–јЅќ“ј ¬ ќ Ѕ ј.Ќ.“”ѕќЋ≈¬ј


(ѕродолжение)

ѕј——ј∆»–— »… —јћќЋ≈“ “”-124ј, ѕ≈–≈»ћ≈Ќќ¬јЌЌџ… ¬ ƒјЋ№Ќ≈…Ў≈ћ - “”-134.

—амолет “у-124ј, заданный ќ Ѕ ј.Ќ.“уполева постановлением ѕравительства за є846-341 от 1 августа 1960г.

Ётот самолет, построен по совершенно новой схеме: двигатели расположены по бокам хвостовой части фюзел€жа и горизонтальным оперением, расположенным на вершине кил€, совершивший свой первый полет 29 июл€ 1963г., на 22 дн€ опередив английский самолет ¬ј—-I-II, выполненный по подобной “у-124ј схеме.

ќп€ть јндрей Ќиколаевич был первым!

¬ылетев на 22 дн€ раньше английского самолета ¬ј—-I-II, самолет “у-134 начал эксплуатацию в √¬‘ только 9 сент€бр€ 1967г. Ёто на 2 с лишним года позднее самолета ¬ј—-I-II, начавшего эксплуатацию 25 апрел€ 1965г. и на 13-ть мес€цев позднее американского самолета ƒ—-9, совершившего свой первый полет 25 феврал€ 1965г., т.е. всего через 9-ть мес€цев испытаний и доводки.

ƒл€ проведени€ лЄтных испытаний и доводки на самолЄте “у-134 затрачено, на первом этапе 7-мь лет и 4 мес€ца.

Ќо зато вылетели первыми.

¬иновником создани€ самолета “у-124ј был французский самолет "Caravels" (первый полЄт 27 ма€ 1955г.), который очень понравилс€ тогдашнему нашему ѕремьеру - Ќиките —ергеевичу ’рущЄву, летавшему во ‘ранции на самолете" Caravels". —амолет "Caravels" имел два двигател€. –асположенные по бокам хвостовой части фюзел€жа и между ними был расположен очень удобный посадочный трап дл€ посадки и выхода пассажиров. √оризонтальное оперение этого самолета было расположено на нижней части кил€, над двигател€ми, и этим он отличалс€ от самолета “у-124ј.

—амолет “у-124ј был спроектирован и практически построен без моего участи€. ћое беглое первоначальное знакомство с проектом и построенными агрегатами привело к необходимости переделки хвостовой части фюзел€жа и всей топливной схемы самолета. ¬ результате переговоров с ј.Ќ.“., хвостова€ часть фюзел€жа была удлинена на 660 мм, а в центральной части крыла была переделана топливна€ схема - переделан расходный бак топлива.

ќпытный самолет “у-124ј был собран, на Ћетно-доводочной Ѕазе и начались его наземные летные испытани€.

¬ел летные испытани€ ведущий летчик ј.ƒ. алина, а ведущим инженером был ¬.ј.–ев€кин.

ѕеред выполнением первой скоростной рулежки, после опробовани€ двигателей, при движении мимо мен€, внезапно открылась входна€ дверь, и в ней показалс€ улыбающийс€ јлександр ƒанилович и прот€нул мне руку. я не могу пон€ть, как все произошло, но € подпрыгнул и ј.ƒ. алина поймал мою прот€нутую руку и дернул за нее с большой силой, и € буквально взлетел в открытую дверь рул€щего самолета. ј ведь высота пола пассажирского салона от земли находитс€ на высоте 2,3 м.

—коростна€ рулежка прошла очень успешно, несмотр€ на грубые нарушени€ техники безопасности, и вообще пор€дка на летной станции.

јнализ проведенных заводских летных испьгганий опытного самолета “у-124ј показал на неудовлетворительные характеристики этого самолета. ƒвигатели оказались малы и не соответствовали размерности и весу опытного самолета.

 илометровые расходы топлива, из-за совершенно безобразной аэродинамической компоновки (согласованной с ÷ј√») крыла имели значительный рост при увеличении скорости полета свыше ћ=0,72, что было, на мой взгл€д, совершенно недопустимо. Ётому способствовали обводы верхней части профилей вертикального оперени€.

—равнение крыльев самолетов “у-134 и "“рейдент" - 1— и 2≈ показаны на прилагаемом графике 13.

–ост километровых расходов на больших скорост€х полета вызван тем, что аэродинамическа€ компоновка крыла самолета “у-124ј была выполнена в противоречии законам аэродинамики больших скоростей.

¬ цел€х уменьшени€ сопротивлени€ на больших скорост€х полета, необходимо - уменьшать кривизну верхней поверхности, особенно носка профил€ и увеличивать кривизну хвостовой части, путем отгиба хвостика вниз.

Ќа крыле “у-124ј (“у-134) все сделано наоборот - увеличена кривизна носка профил€, и хвостик профил€ отогнут вверх!

”читыва€, что фюзел€ж самолета имел тот же, что и серийный “у-124, диаметр 2,9 м, а он был €вно мал, € настаивал на полной переработке проекта опытного самолета “у-124ј.

Ќачальник √осЌ»» √ј генерал Ќикита јлексеевич «ахаров, ознакомившись с результатами первых летных испытаний, предложил мне пройти к ј.Ќ.“. и уговорить его, ну, если не все переделать, то хот€ бы увеличить диаметр фюзел€жа до 3,3 - 3,4 метра. я согласилс€, и мы пошли к јндрею Ќиколаевичу. ћне и сейчас стыдно за хамское поведение ј.Ќ.“.

 огда мы с Ќикитой јлексеевичем зашли к нему в кабинет, он был один. я коротко передал нашу просьбу относительного увеличени€ фюзел€жа, на что последовал ... пискл€вый ответ ... "пошли на ..й". ћы с Ќикитой јлексеевичем пожали плечами и вышли ...

ћожно было бы об этом и не вспоминать, но зачем же прощать люд€м ’јћ—“¬ќ, а тем более уважаемому академику!

ѕонима€ необходимость увеличени€ взлетной и крейсерской т€ги двигателей, ѕавел јлександрович —оловьев приступил к проработке возможных вариантов. —начала пытались модифицировать двигатели ƒ20п-125 и даже прин€ли решение о создании его 5-ой модификации, а впоследствии прин€ли совместное с ¬ѕ  и ћјѕ решение о создании, практически, нового двигател€ - ƒ-30 с взлетной т€гой 6800 кг (на 1000 кг больше).

Ѕыли согласованы очень короткие сроки создани€ двигател€ ƒ-30. ј тем временем, английский самолет ¬ј—-I-II при прохождении летных испытаний на больших углах атаки, попал в совершенно новую неизученную область больших углов, где высоко расположенное оперение попадает в спутную струю от крыла, и 22 окт€бр€ 1963г. потерпел катастрофу. јнгличане опубликовали очень подробный отчет по этому трагическому случаю.

Ќа построенном к этому времени американском опытном самолете ƒ—-9, в результате изучени€ катастрофы самолета ¬ј—-I-II прин€ли решение, до начала испытаний, увеличить площадь горизонтального оперени€ на 30%.

»зучив подробно все эти материалы, € насто€тельно потребовал и на самолете “у-134 увеличить площадь горизонтального оперени€ на 30%. ѕосле некоторого колебани€ ј.Ќ.“. согласилс€, и новое оперение было запущено в проектирование.

— целью сн€ти€ спектра обтекани€ крыла самолета “у-134 в полете, отъемна€ часть крыла была оклеена шелковинками, и была произведена киносъемка поведени€ шелковинок на различных режимах полета. ѕоведение шелковинок на отклоненном внешнем закрылке изображено на прилагаемой схеме - график 14.

ѕо непон€тным дл€ мен€ обсто€тельствам руководство прин€ло решение: до проведени€ испытаний самолета “у-134 с новыми двигател€ми ƒ-30 и новым увеличенным горизонтальным оперением, передать дублер самолета “у-134 є65076 на государственные испытани€ в √Ќ»» ¬¬—. „то и было проделано 18 декабр€ 1965г. “аким образом, на испытани€ был передан самолет с непригодными к эксплуатации двигател€ми (ƒ-20ѕ-125) и малым горизонтальным оперением.

14 €нвар€ 1966 года, при выполнении очередного испытательного полета, самолет “у-134 потерпел катастрофу. ѕричин катастрофы много, но основна€ - это груба€ ошибка экипажа, отклонившего на предельном числе ћ=0,86 руль направлени€ на полный угол, что привело к неуправл€емому скольжению, перешедшему в крутое планирование, из которого, из-за малой площади горизонтального оперени€, экипаж вывести самолет не смог.

¬едущий инженер ќ Ѕ, ≈вгений ¬асильевич √лубоков, опоздал к этому вылету, а он был член экипажа, и самолет полетел на задание без нашего ведущего. ¬есьма возможно, что, наход€сь на борту самолета, ≈.¬.√лубоков не допустил бы эти грубые ошибки экипажа. ¬есьма возможно.

ѕосле этой катастрофы вышло ѕравительственное решение о передаче государственных испытаний пассажирских самолетов в ведение √осЌ»» √ј.

Ќадо сказать, что самолет “у-134 был первым пассажирским самолетом, который прошел полный цикл испытаний, (с двигател€ми ƒ30 и новым √.ќ.), включа€ и испытани€ на больших углах, вплоть до сваливани€.

Ёто была больша€ и очень интересна€ работа. ќчень жаль, что отношение к экономической стороне дела была в стране прежним.

—амолет “у-134 был первым в —оюзе самолетом, прошедшим цикл сертификации. ѕоскольку в —оюзе в то врем€ не было ни своих "Ќорм летной годности", ни сертифицирующего органа, то соответствие конструкции самолета международным нормам летной годности (британским нормам ¬—ј ) проводила сначала „ехословацка€ инспекци€, и затем и ѕольска€. —ертификат на самолет “у-134 выдан ѕольской инспекцией 9 но€бр€ 1968 г. за є¬¬-051/1.

Ќо сертификат отвечает только за надежность систем и самого самолета в целом, к экономической стороне дела сертификат отношени€ не имеет.

Ёкономическа€ сторона - это совсем другое дело, а она у нас находитс€, и по сей день в очень плачевном состо€нии.

я до сих пор не могу пон€ть отношение ј.Ќ.“. лично и всего руководства ћјѕ и ћ√ј к экономическим вопросам, к доведению характеристик самолета к мировому уровню.

 омандировка в »ндию - 1967 г.

—пециальным решением ѕравительства »ндии была создана правительственна€ комисси€ под руководством маршала авиации Ћала дл€ разработки предложени€ по техническому оснащению парка самолетов внутренней авиакомпании "»ндиан јирлайнз", обеспечивающей авиаперевозки внутри страны. Ѕыло решено обновить самолетный парк этой компании, заменив устаревшие самолеты типа " аравелла", "¬айкаунд" на более совершенные, современные самолеты.

ƒл€ этой цели в »ндию были приглашены представители зарубежных фирм: Ѕоинг, ƒуглас, ‘оккер, јирбас »ндастри, —юд-јвиасьон, Ѕритиш јиркрафт  орпорейшен и представители —оветского —оюза. ѕредставители зарубежных компаний должны были собратьс€ в ƒели и прин€ть участие в широкой и открытой дискуссии по обсуждению предложений фирм по новой авиационной технике.

ќт —оветского —оюза было решено командировать мен€ с предложени€ми по самолету “у-134.   великому сожалению, мое оформление зат€нулось, и € опоздал и, естественно, не мог присутствовать на очень интересных и важных дл€ нас заседани€х комиссии маршала Ћала. Ќа заседани€х были заслушаны и обсуждены предложени€ представителей зарубежных фирм по следующим типам самолетов: ƒ—-9, Ѕ-727, Ѕ-737, Ѕј -1-ѕ, ‘оккер-28, ј-«ќќ, “у-134 и новые модификации самолета " аравелла".

я приехал в ƒели с опозданием на 7 дней. ќбсуждение всех типов самолетов уже было закончено, и € смог познакомитьс€ с результатами переговоров. ѕодробный отчет об этой работе изложен в обширном труде "ѕредложени€ комиссии маршала Ћала по реорганизации парка самолетов, а/к "»ндиан јирлайнз". ¬ этом отчете, кстати, сказано, что "мистер —ел€ков Ћ.Ћ. ѕрибыл с опозданием и не смог прин€ть участие в работах комиссии". ќчень обидно.

 ак бы то ни было, но € оказалс€ в »ндии.

я вылетел из ћосквы 14.04.67г. поздно вечером, рейсовым самолетом Ѕ-707-320, принадлежащим, а/к "јир »нди€".

¬се было ново. » сам самолет, манера обслуживани€ пассажиров в полете, сами стюардессы, завернутые в сари. ƒа и сам полет был на редкость интересен. ѕравда, из-за срочности оформлени€ € сделал последнюю прививку от холеры, буквально перед самым отлетом и мне пришлось перед посадкой в самолет выпить целый стакан мутной и очень противной жидкости, с запрещением принимать воду и пищу в течение 3-х часов. Ќо, делать было нечего. ¬ полете каждому пассажиру было предложено сн€ть обувь и одеть специальные м€гкие тапочки и вручили небольшой веер, на случай, если будет жарко и душно. “апочки, конечно, € не одел, а вз€л как сувенир. ¬се было интересно. ѕоведение крыла самолета с подвешенными в гондолах двигател€ми, а крыло буквально "жило", дышало, изгибалось и довольно сильно, в полете.

Ќо совершенно незабываемое зрелище открылось, когда перелетали √ималаи. Ѕыл восход солнца. ¬ершины гор, покрытые снегом, засвети- лись всеми цветами радуги.  расота совершенно неописуема€. я смотрел в окно, а в это врем€ мы пролетали над  абулом. я не мог оторвать свой взгл€д от совершенно удивительного зрелища. —олнечные лучи, как бы пронизывали снежные вершины, окрашива€ их буквально во все цвета радуги. я очень сожалел, что выполнил указание наших работников "јэрофлота" и убрал фото- и киноаппаратуру в чемодан. Ќикто из пассажиров этого не сделал, и снимали удивительное "чудо" природы.

ѕрибыл благополучно в а/п ƒели. ћен€ встретили работники нашего “оргпредства, и мы поехали устраиватьс€.

ѕоселилс€ в гостинице нашего “оргпредства, в деловом районе ƒели, так называемом Ќью-ƒели. Ёто новый район города, в котором расположены ѕосольства и “оргпредства всех стран, аккредитованных в »ндии и расположенных в ƒели.

Ќа следующий день поехали в а/к и начались переговоры. ¬опросов было много, отвечать на них было трудно, т.к. они затрагивали принципиальные вопросы, касающиес€ наших идей, которые мы, конструкторы, заложили в самолет “у-134.

¬ ходе переговоров наше “оргпредство решило обратитьс€ к посреднику. ѕосредник, по мнению торгпреда, будучи материально заинтересованным, приложит максимум усилий дл€ продвижени€ нашей авиационной техники в »ндии. я в этих делах был совершенным профаном. —таралс€ решить техническую сторону вопроса и пон€ть сущность предложений других фирм.

15.04.67 г. и 17.04.67 г.

ѕосещение господина ѕотнайка, посредника в этих торговых переговорах.

√осподин ѕотнайк сказал, что в »ндии есть "национальный" маршрут "«олотой треугольник", освоение которого и решит задачу.

"«олотой треугольник"
ƒели - Ѕомбей -  алькутта - ƒели.

ƒалее г.ѕотнайк передал, что фирма ƒуглас настойчиво стремитс€ вернуть себе индийский рынок, который она потер€ла в 1956г. ѕредлагает льготные услови€ кредита дл€ закупки 12 самолетов ƒ—-9-30 дл€ замены всех " аравелл" и "¬айкаундов". √лава авиационной компании "ƒуглас" ¬иль€м Ўерф за€вил, что ƒ—-9-30 гораздо экономичнее " аравеллы" и что экономи€ в результате этой замены составит 130 - 140 млн. рупий. —амолет ƒ—-9-30 берет на борт 105 пассажиров, вместо 84 на " аравелле", имеет более вместительные багажники и лучше, по остальным показател€м, " аравеллы".

—тоимость технического обслуживани€ самолета ƒ—-9 почти в два раза ниже, чем на " аравелле".

—амолет ƒ—-9-30 демонстрировалс€ в »ндии 11 €нвар€ 1966 года. —амолет ¬ј—-I-II - 26.02.66г. √лавное, на что надо обращать внимание в первую очередь, - это эксплуатационные расходы, экономи€ топлива и пассажировместимость.

¬ процессе переговоров были обсуждены вопросы по организации демонстрации “у-134 и его летно-технических характеристик.

ѕосле переговоров господин ѕотнайк (крупный политический де€тель - президент штата) уехал на совещание с маршалом Ћал и попросил запланировать с ним встречу 22 - 23 апрел€.

17-18.04.67 г.

ѕереговоры в "“ехническом центре" ƒепартамента √ражданской јвиации.

ѕрисутствие на заседании  омитета, возглавл€емого маршалом Ћал.

ќтветы на многочисленные вопросы, касающиес€ самолета “у-134.

“ак как самолет “у-134 в »ндии не был, а в то врем€ ѕравительственный отр€д »ндии располагал 3-м€ самолетами “у-124¬, € предложил устроить экскурсию в отр€д, где € познакомлю господ членов  омитета с самолетом “у-124¬ и расскажу о различи€х самолетов “у-124¬ и “у-134. „то и было прин€то и 24.04.67 г. это знакомство состо€лось. Ѕыло-таки стыдно за наличие на борту туалета-параши.

18.04.67г. в печати было опубликовано, что комитет маршала Ћала опубликует предварительные предложени€, решени€ в начале будущего мес€ца, а окончательные - в июне с.г.

ѕроведенный маршрутный анализ показал, что самолет “у-134, в том виде, в каком он был на 1967 г., не удовлетвор€ет требовани€м »ндийской стороны. ѕо приезде в ћоскву € составил отчет о поездке и представил его руководству. ¬ отчете дан подробный анализ требований »ндии и сказано: "... ƒл€ проведени€ более правильной оценки возможности применени€ самолета “у-134 на лини€х »ндийской авиакомпании необходимо:

1. ”скорить проведение летных испытаний самолета “у-134 по определению взлетно-технических характеристик самолета в различных атмосферных услови€х.

2. ѕровести тщательный и квалифицированный сравнительный анализ характеристик зарубежных самолетов ( аравелла, ƒ—-9, Ѕ-737, ¬ј—-I-II и др.).

3. –азработать меропри€ти€ по улучшению взлетно-посадочных характеристик самолета “у-134 и внедрить их в кратчайшие сроки.

Ќеобходимо учесть замечани€ ѕравительственного отр€да по самолету “у-124¬: - "... улучшить маневренность самолета на земле, т.к. большой радиус разворота затрудн€ет руление самолета на существующих рулежных полосах аэропортов (потребна€ ширина рулежной дорожки дл€ разворота на 180' дл€ “у-124¬ - 45 м, а дл€ ¬ј—-I-II - 16 м!). - улучшить взлетно-посадочные характеристики, т. к. при полетах с ѕремьер-министром в некоторых штатах ему приходилось пересаживатьс€ на "¬айкаунт ..."

ќтчет от 29 ма€ 1967 г.

ћежду прочим! јмериканцы распростран€ют слухи о том, что самолет “у-124¬, наход€щийс€ в ¬¬— »ндии, - это не советский самолет, а американский ƒ—-9!?

¬торое посещение »ндии в 1969г.

ќтлет в составе делегации ј.ј.Ѕел€нского - 10.08.69г. и возвращение 17.08.69г.

ќчередна€ попытка внедрени€ самолетов “у-134 и “у-154 в эксплуатацию компании "»ндиан Ёйрлайнз".

ѕереговоры с руководством компании проходили в городах: ƒели, Ѕомбей, јгра.  роме компании "»ндиан Ёйрлайнз", посетили в Ѕомбее компанию "Ёйр »нди€", ее ремонтную базу. Ќа базе производитс€ ремонт двигателей –оллс-–ойс " ондуэй" и ѕратт энд ”итни, а также самолетов "Ѕоинг-707" и " аравелла". »меетс€ хорошо организованный учебный центр и удобные складские помещени€.

ѕри посещении города Ѕомбей проживал в загородной гостинице "—ан энд —энд" ("—олнце и песок") на берегу »ндийского океана. » хот€ в это врем€ не был открыт купальный сезон, € с большим удовольствием выкупалс€ в вода" »ндийского океана.

¬ Ѕомбее посетил молочный завод и пещерный город, а также совершенно уникальный музей археологии и истории животного мира.

¬се наши усили€ по рекламе наших самолетов “у-134 и “у-154 успехов не имели. —амолеты не конкурентоспособны.

»з ƒели в Ѕомбей летели на " аравелле-VI N", а в јгру - на самолете "¬айкаунт".






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты