Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
8 –Р–Т–У–£–°–Ґ–Р 2013 –У–Ю–Ф–Р –Т –У–Ю–†–Ю–Ф–Х –Ъ–Ш–†–Ц–Р–І –Т–Ы–Р–Ф–Ш–Ь–Ш–†–°–Ъ–Ю–Щ –Ю–С–Ы–Р–°–Ґ–Ш –Я–†–Ю–®–Ы–Р –Я–†–Х–Ч–Х–Э–Ґ–Р–¶–Ш–ѓ –Х–Ф–Ш–Э–°–Ґ–Т–Х–Э–Э–Ю–У–Ю –Т –†–Ю–°–°–Ш–Ш –Ф–Х–†–Ш–Ц–Р–С–Ы–Х–Ф–†–Ю–Ь–Р "–Ъ–Ш–†–Ц–Р–І". –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ч–Р–Ю ¬Ђ–Т–Ю–Ч–Ф–£–•–Ю–Я–Ы–Р–Т–Р–Ґ–Х–Ы–ђ–Э–Ђ–Щ –¶–Х–Э–Ґ–† "–Р–Т–У–£–†–™". 09.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќџ… Ё“јѕ ћќ≈… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ќ Ѕ ј¬»ј÷»ќЌЌќ… ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ—“»

–јЅќ“ј ¬ ќ Ѕ ј.Ќ.“”ѕќЋ≈¬ј


(ѕродолжение)

—оздание модификации самолета “у-134.

—амолет “у-134ј.

Ќаконец, было прин€то решение о создании модификации двигател€ ƒ-30. Ѕыл создан двигатель ƒ-30 II-ой серии, на котором была установлена система реверса т€ги и воздушный запуск. Ќа самолете была установлена ¬—” и система централизованной заправки топливом.

—амолет был модифицирован и получил название “у-134ј.

Ёта основна€ модель самолета была испытана и запущена в серийное производство в начале 1966г.

ќчень интересна€ дискусси€ по этим вопросам между фирмами ¬ј—, создавшей первой в мире пассажирский самолет ¬ј—-I-II, не требующей дл€ его эксплуатации наземных средств, и ƒуглас, уже построившей свой первый пассажирский самолет этого класса - ƒ—-9, но создавшей его по старым, усто€вшимс€ традици€м.

Ёта интересна€ дискусси€ широко освещалась в периодической зарубежной печати. —уть ее в следующем: самолет ¬ј—-I-II имел 2 бортовых посадочных трапа и ¬—”, а самолет ƒ—-9 их не имел.

јмериканцы тогда считали, что увеличение веса конструкции планера, ее значительное усложнение, вызванное наличием бортовых трапов и ¬—”, значительно повысит эксплуатаннонные расходы, и гораздо разумнее иметь более легкий и дешевый самолет, организовать его обслуживание наземными средствами (самоходные трапы и наземна€ воздушна€ система запуска двигателей и кондиционировани€).

Ѕолее детальна€ проработка этого принципиального вопроса привела к полной переделке уже построенного самолета ƒ—-9. Ќа самолете по€вились два бортовых трапа, ¬—” и, в дополнение, отстреливаемый хвостовой кок дл€ обеспечени€ быстрого покидани€ пассажирами самолета при его посадке на "брюхо".

Ќесмотр€ ни на что, проект самолета “у-134 был покрыт "броней нашего упр€мства"!

 абина экипажа, состав и размещение в ней экипажа на “у-134ј оставалась дл€ ќ Ѕ ј.Ќ.“уполева традиционно стандартной (“у-104, “у-114, “у-124 и “у-134).

Ќа всех, без исключени€, пассажирских самолетах, даже советских (јн, »л, як) носова€ часть фюзел€жа зан€та метеорологическим локатором, позвол€ющим в большом диапазоне высот надежно обнаруживать грозовую, опасную дл€ полета, де€тельность.

–асположенный на нижней поверхности передней части кабины, под пилотским полом, локатор, предназначенный дл€ обзора передней нижней полусферы (необходимого дл€ работы штурмана-бомбардира на военных самолетах), на пассажирских самолетах совсем лишний.

ѕриспособление его к нуждам метеорологической разведки с его небольшими углами обзора верхней полусферы не обеспечивало надежной оценки метеообстановки на трассе полета, особенно в гористой местности.

¬се специалисты ќ Ѕ это прекрасно знали и понимали, но упр€мство и зазнайство - великие силы.

–азмещение штурмана в носу самолета требовало обеспечение прохода к его рабочему месту, а в этом месте на всех самолетах мира расположен средний пульт управлени€ самолетными системами и двигател€ми.

ќтсутствие среднего пульта и не позвол€ло установить на самолетах “у управл€емых воздушных тормозов, отсутствие которых в значительной степени затрудн€ло пилотирование и приводило к перерасходу топлива.

ƒело в том, что во многих аэропортах, к аэропорту прибывает одновременно или с очень малыми интервалами большое количество пассажирских самолетов, и управл€ющий воздушным движением диспетчер подхода выстраивает самолеты по кругу. ѕри этом на круге ожидани€ посадки регулируетс€ скорость полета, а вот она и может быть обеспечена только воздушными тормозами и ничем больше.

ѕолет по кругу пассажирского самолета, не имеющего воздушных тормозов, аналогичен движению автомобил€ без тормозов. “орможение только двигателем, как на автомобиле, так и на самолете совершенно неэффективно и не обеспечивает безопасности движени€.

“е самолеты, которые не могут легко мен€ть свой скоростной режим, диспетчер удал€ет из общего круга и эти самолеты должны уходить и потом искать возможность вторично вписатьс€ в круг и произвести посадку. Ћишн€€ нервозность и перерасход топлива.

Ќа глиссаде все пассажирские самолеты дл€ выдерживани€ режима планировани€ не пользуютс€ газом (режим работы двигателей), а непрерывно используют воздушные тормоза - это оказалось удобнее.

ѕри подходе самолета к аэродрому, расположенному в горной местности, экипаж тоже использует воздушные тормоза дл€ осуществлени€ более крутого, быстрого снижени€ высоты и продлени€ экономического полета на большой высоте. ¬ результате - экономи€ горючего.

”правление интерцепторами, воздушными тормозами, должно быть осуществлено со среднего моторного пульта, которого на самолетах “у-104, “у-114, “у-124 и “у-134 нет.

–ычаг управлени€ интерцепторами должен сто€ть на одной оси, р€дом с рычагами –”ƒ (рычаг управлени€ двигател€ми).

»нтерцепторы (воздушные тормоза) должны приводитьс€ в действие не гидроподъемниками, а бустерами, обеспечивающими любое фиксированное положение.

¬се это прописные истины. ќднако у нас силы, преп€тствующие –ј«”ћ”, еще очень велики.

¬опрос торможени€ в воздухе и установки бортовых посадочных трапов оставалс€ открытым. ”правл€емые в полете интерцепторы (воздушные тормоза) были разработаны и установлены только на экспортной модификации самолета “у-134Ѕ (на самолетах "јэрофлота" их нет), созданной и прошедшей испытани€ только в 1980 году. “у-134Ѕ был первый магистральный самолет, допущенный к полетам без штурмана, с экипажем из 3-х человек. (ѕриказ министра √ј є72 от 31 апрел€ 1980 года).

Ѕортовой посадочный трап был разработан только на самолетах “у-134ј - "салон", где в хвостовой части самолета была установлена дополнительна€ дверь и электроуправл€емый бортовой (очень удобный) посадочный трап.

Ќа пассажирских самолетах трап не устанавливалс€.

 онструкци€ самолета “у-134 и все его системы были доведены до максимально возможной надежности, что и подтверждаетс€ практикой многочисленных полетов.

"я предпочитаю бичевать свою –одину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, “ќЋ№ ќ Ѕџ ≈≈ Ќ≈ ќЅћјЌџ¬ј“№"

ѕ. я. „аадаев

√осударственна€ преми€.

Ћетом 1971г. јндрей Ќиколаевич прин€л решение, согласованное с ÷   ѕ—— и ћинистрами Ѕ.ѕ.Ѕутаевым и ѕ.¬.ƒементьевым, оформить за€вку в  омитет по Ћенинским и √осударственным преми€м на присуждение √оспремии ———– колективу создателей самолета “у-134.

¬озглавили список: јндрей Ќиколаевич “уполев, Ѕорис ѕавлович Ѕутаев (ћинистр √ражданской авиации) и генеральный директор ’јѕќ Ѕорис јлексеевич ’охлов, в этот список ј.Ќ.“уполев включил и мен€.

¬се было очень тонко и тщательно продумано, три стороны: конструктор, производство и эксплуатаци€, объединившись, обеспечивали полнейший успех меропри€ти€ по присуждению √оспремии ———– создател€м самолета “у-134.

Ќикого не интересовало, что любое Ќ≈«ј—Ћ”∆≈ЌЌќ≈ вознаграждение или наказание одинаково пагубно вли€ет на состо€ние дел, ибо несправедливость и прогресс несовместимы.

ќформление необходимых документов было поручено отделу “ехнических проектов (—.ћ.≈геру).

  этому времени у мен€ сложилось совершенно определенное и отрицательное мнение об этом самолете. ¬сей своей де€тельностью € старалс€ довести до сознани€ јндре€ Ќиколаевича необходимость коренных переделок самолета “у-134 (“у-124ј), кое-что мне удалось: увеличение размерности √ќ, изменение центровки самолета путем удлинени€ хвостовой части фюзел€жа от 34 шп. на 660 мм, что в свою очередь позволило увеличить число пассажирских мест до 72-х, изменение пор€дка расхода топлива путем изменени€ местоположени€ расходного бака, увеличение размерности входной двери до соответстви€ международным стандартам и т.д., но эти с большим трудом вводимые меропри€ти€ были направлены в основном на улучшение безопасности полета, а не на коренное улучшение его экономических характеристик.

¬ "«аключении" акта совместных государственных испытаний самолета “у-134 с двигател€ми ƒ-30 I-й серии, утвержденного 22 феврал€ 1968г., написано: - "... ѕри отпускных ценах и достигнутых в насто€щее врем€ сроках службы самолета “у-134 в первые 2 - 3 года будет убыточным в эксплуатации".

” нас в —оюзе очень дешевый труд и цены на выпускаемые издели€ очень низкие (значительно ниже мировых).

Ѕоротьс€ за экономику самолета только снижением цен € считал абсолютно неправильным.

  1971г. в мире находилось уже большое количество различных пассажирских самолетов дл€ "местных" воздушных линий, это:

- английский самолет ¬ј—-I-II серии 200, 400 и 500, самолеты ’оукер —иддли ЌS-121 “райдент 1с, 1е, 2е и «в;

- американские самолеты ƒ—-9 серии 10, 30 и 40, Ѕ-737 серии 100 и 200;

- французска€ " аравелла".

», конечно, при желании, мы могли бы, изучив эти самолеты, а обширна€ информаци€ по этим самолетам имелась, дать правильную оценку нашему самолету “у-134 и разработать необходимые рекомендации по доведению самолета “у-134 до существующего мирового уровн€, но руководство авиационной промышленностью —оюза, руководство страной, да и сам јндрей Ќиколаевич никакого желани€ заниматьс€ повышением экономических характеристик отечественных пассажирских самолетов не имели. √ораздо проще, опира€сь на полную некомпетентность руководства страны в авиационных делах, продолжать восхвал€ть наши "авиационные достижени€", распростран€ть сведени€ о дезинформации, о ложной зарубежной рекламе и проводить в жизнь утверждение, что все равно наши самолеты самые лучшие в мире, а главное - мы впереди! ќчень большого труда стоило внедрение на самолете “у-134: двигателей ƒ-30 - 2-ой серии, оборудованных воздушным запуском и реверсом т€ги, вспомогательной силовой установки (¬—”) и системы кондиционировани€.

Ќеобходимо отметить, что € вовсе не был избалован высокими почест€ми и высокими правительственными наградами.

¬се полученные награды (медали, ордена, звани€) € заслуженно получил за конкретные дела, личный труд. ѕервый орден - орден " расна€ звезда" € получил за разработку и внедрение в эксплуатацию (в серию и в действующих част€х ¬¬—) новой верхней стрелковой установки "‘“" дл€ основного пикирующего фронтового бомбардировщика ѕе-2. ѕерва€ установка "‘“" была создана в апреле 1942 г. Ёто была мо€ инициативна€ работа, внедрение которой сохранило сотни и тыс€чи жизней наших воинов, сражающихс€ на фронтах ¬еликой ќтечественной войны 1941 - 1945 гг.

— ма€ 1942 г. все выпускаемые с завода 22 самолеты ѕе-2 до освоени€ установки ». ». “оропова вооружались верхней стрелковой установкой "‘“" (‘ронт требует) с крупнокалиберным пулеметом Ѕерезина (12,7 мм) вместо серийной установки под пулемет Ў ј— (7,62 мм).

—ледующий орден "“рудового  расного знамени" € получил весной 1946 г. за создание самого скоростного самолета-бомбардировщика времен ¬еликой ќтечественной войны - ѕе-2» "ћоскито".

Ётот самолет имел максимальную скорость 656 км/час на высоте 5400 м и был недос€гаем дл€ немецких истребителей.

¬ 1948г. за внедрение и освоение в нашей авиации новых турбо-реактивных двигателей, за освоение высоких скоростей полета € был награжден орденом "ќтечественной войны" 2-й степени. Ёто тоже совершенно конкретные дела: новый тип двигател€, высокие скорости, перва€ в —оюзе герметическа€ кабина самолета-истребител€ (як-25).

ќрденом "Ћенина" € был награжден за создание первого в —оюзе т€желого стратегического турбореактивного бомбардировщика "ћ-4". Ётот гигантский самолет был создан в конструкторском бюро √енерального конструктора ¬.ћ.ћ€сищева.
22 апрел€ 1957г. ¬.ћ.ћ€сищеву с группой товарищей была присуждена Ћенинска€ преми€. ћне было присвоено звание Ћауреата Ћенинской премии. ”достоверение є84. Ётим высоким званием € удостоен за создание стратегических турбореактивных самолетов "ћ-4" и "3ћ". Ёти самолеты были на уровне стратегических бомбардировщиков —Ўј Ѕоинг Ѕ-52 и превосходили их по р€ду систем (автоматизированный взлет и мощное круговое пушечное оборонительное вооружение).

» вот в этих услови€х совершенно незаслуженно (как € понимал), руководство решило наградить коллектив, присудив ему √осударственную премию за создание “у-134 и его модификации “у-134ј.

я поехал к ¬ладимиру ћихайловичу ћ€сищеву (он тогда был Ќачальником ÷ј√») и говорю ему, что вот "плохой" самолет и ему собираютс€ присудить √осударственную премию и мен€ включили в список соискателей, и что € не могу согласитьс€ с этим.

¬ладимир ћихайлович выслушал мен€ и совершенно спокойно отнесс€ к моим волнени€м. ќн спросил мен€:

"≈сть ли у нас в —оюзе самолет лучше “у-134?" - € ответил, что у нас в —оюзе нет.

“огда ¬ладимир ћихайлович сказал:

"¬от видите, - лучше нет", и добавил:

"ѕассажирский самолет строит вс€ страна. ¬ы это прекрасно знаете и зр€ волнуетесь. ј что ¬ас включили в список - то это сделано, во первых, потому, что ¬ас “уполев ценит, а это главное, и мне это при€тно. “ак что успокойтесь".

ѕодумав, € согласилс€ с доводами моего учител€. ƒействительно, совесть мо€ была чиста, в период 1963 - 65г. € выполнил квалифицированный подробный сравнительный анализ характеристик наших самолетов “у-124¬ и “у-134 и зарубежных аналогов.  роме того, мною были разработаны конкретные рекомендации по коренной переделке самолета “у-134. ¬се это было официально доложено јндрею Ќиколаевичу, но добитьс€ коренной переработки проекта “у-134 (“у-124ј) € не сумел.

4 но€бр€ 1972г. группе товарищей во главе с ј.Ќ.“уполевым и Ѕ.ѕ.Ѕугаевым была присуждена √осударственна€ преми€ ———– за создание самолета “у-134.

ћой диплом є02487.

  сожалению, и таким образом, мы закрепл€ли наше отставание в делах создани€ нашей гражданской авиации. —амолет “у-134, построенный в количестве 74 шт., в июне 1970г. был сн€т с серийного производства и запущена в серийное производство его модификаци€ “у134ј, оборудованна€ ¬—” и двигател€ми ƒ-30-II серии с реверсом т€ги. Ќаписав, после длительного раздумь€, эти страницы, € отдаю полный отчет своим действи€м и полностью понимаю недоуменное состо€ние уважаемого читател€, привыкшего к существующим у нас, и по сей день оценкам де€тельности отдельных, с мировым именем, крупных ученых, де€тельность которых широко освещалась в нашей литературе и печати. ¬ ней только хвалебные дифирамбы, только их гениальность и их свершени€. ƒа, действительно, јндрей Ќиколаевич “уполев, получивший все, какие только существуют у нас в —оюзе звани€ и награды от щедрой руки ѕравительства, построивший большое число самолетов, опытных и запущенных в серию, как военных, так и гражданских, и вдруг этот, с мировым именем јкадемик получает неудовлетворительную оценку своей де€тельности. „итатель вправе сказать - это клевета или что-либо ей подобное.

Ќо, может быть, стоит вспомнить, а мы сейчас прекрасно знаем глубоко ошибочное недостойное отношение администрации науки к вопросам генетики, кибернетики и т.д.

ј наше восхваление де€тельности јкадемика “.ћ.Ћысенко, и к чему оно привело. ћы это все сейчас знаем. ј крупные ошибки наших атомщиков в вопросах создани€ јЁ—, приведших к „ернобылю, а еще раньше к экологической катастрофе в районах —оюза, например, „ел€бинск - комбинат "ћа€к" и т. д.

ћне кажетс€, что пора разобратьс€, какой личный научный вклад внесли в нашу авиационную науку наши прославленные академики: “уполев, »льюшин, яковлев и многие другие.

 онечно, в этом совсем непростом вопросе надо было разобратьс€, давно надо! √де наука, а где ремесленничество, авантюризм, а где хот€ и трудна€, но обычна€ проектно-конструкторска€ де€тельность. Ќадо, наконец, навести €сность, и сделать необходимые выводы: почему наши пассажирские самолеты типа “у-134, “у-154, »л-86, як-42 и др. расходуют на провоз одного пассажира на километр пути в два раза больше топлива, чем их зарубежные аналоги? —сылка на неэкономичность наших “–ƒ несосто€тельна, т.к. наши двигатели типа ƒ-30-Ќ -8 ничуть не хуже аналогичных двигателей JN8D-II, 15, эксплуатирующихс€ на наиболее распространенных самолетах Ѕ-727, Ѕ-737-200 и ƒ—-9. (—мотри график 15). Ќадо, наконец, разобратьс€ в причинах все прогрессирующего нашего отставани€ в аэродинамическом совершенстве наших пассажирских самолетов. ’арактеристическа€ величина этого отставани€ изображена на прилагаемом графике 16.

ћежду прочим: ни ѕ.ќ.—ухой, ни ¬.ћ.ћ€сищев никаких высоких "академических знаний" не имели.

  44-му году моей работы в ќпытно- онструкторских Ѕюро ћјѕ вышел приказ ћинистра јвиационной ѕромышленности за є120к от 12.02.76г.:

"... тов. —ел€кова Ћеонида Ћеонидовича назначить √лавным конструктором по самолету “у-134 ћћ« "ќпыт" имени ј.Ќ.“уполева".

ћинистр јвиационной промышленности
ѕ. ƒементьев

Ётот приказ просто зафиксировал завоеванное мною положение в ѕромышленности.

Ќичего не прибавилось и не убавилось.

√лавное, что удалось добитьс€, главные наши успехи в том, что многочисленное семейство самолетов “у-134ј (а построено 852 самолета), состо€щее из многих модификаций, получило всеобщее признание как наиболее надежные самолеты.

Ќадо пр€мо сказать, что наш маленький коллектив эксплуатационного отдела ќ Ѕ, занимающийс€ обеспечением эксплуатации более 800 самолетов в различных област€х народного хоз€йства, совершающих до 1500 вылетов в день, успешно справл€лс€ с поставленной перед ним задачей!  онечно, с большой помощью конструкторов и особенно отдела прочности.








–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты