Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х:
–Р–љ–∞–ї–Є–Ј —В–Њ—З–љ–Њ—Б—В–Є –њ—А–Њ–≥–љ–Њ–Ј–∞ –∞–≤–Є–∞—Ж–Є–Њ–љ–љ–Њ–≥–Њ –њ–∞—Б—Б–∞–ґ–Є—А–Њ–Њ–±–Њ—А–Њ—В–∞ –њ–Њ –Т–Т–Я, –њ—А–Њ—Д–Є—Ж–Є—В—Г –±—О–і–ґ–µ—В–∞ –Є —Б—В–Њ–Є–Љ–Њ—Б—В–Є –љ–µ—Д—В–Є. –Ч–Р–Ю "–Ш–љ—Б—В–Є—В—Г—В –∞–≤—В–Њ–Љ–∞—В–Є–Ј–Є—А–Њ–≤–∞–љ–љ—Л—Е —В–µ—Е–љ–Њ–ї–Њ–≥–Є–є –љ–∞ –≤–Њ–Ј–і—Г—И–љ–Њ–Љ —В—А–∞–љ—Б–њ–Њ—А—В–µ" –Х—А–Љ–Њ–ї–∞–µ–≤ –§.–Я. >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

«ј Ћё„»“≈Ћ№Ќџ… Ё“јѕ ћќ≈… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ќ Ѕ ј¬»ј÷»ќЌЌќ… ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌќ—“»

–јЅќ“ј ¬ ќ Ѕ ј.Ќ.“”ѕќЋ≈¬ј


(ѕродолжение)

  сожалению, взаимоотношени€ с √енеральным конструктором ј.ј.“уполевым были сложными и не всегда привод€щими к взаимопониманию.

¬от один из примеров:

одно врем€ в ќ Ѕ проводились работы по глубокой модификации самолета “у-134ј - создавалс€ самолет “у-134ƒ (на котором устран€лись наиболее €ркие дефекты самолета “у-134). Ѕыли составлены подробные планы и графики совместных с ’јѕќ (’арьковский јвиационный завод) работ, но к концу проектных работ ј.ј.“уполев прин€л решение: работы по “у-134ƒ прекратить и поддержать работы ќ Ѕ им. ј.—.яковлева по созданию самолета як-42.

ѕо решению ј.ј.“уполева, которое он передал мне: "... необходимо добитьс€, чтобы в "јэрофлоте" пассажирских самолетов было поровну" (—амолетов “у, як, »л и јн). —овершенно странное решение, - трусость?!

Ќа 12 феврал€ 1992г. (к моему 60-летию работы в ќ Ѕ) самолеты “у-134ј перевезли более 580-ти миллионов пассажиров и, если всех, перевезенных самолетами “у-134ј пассажиров выстроить в плотный р€д, плечо к плечу, то этот р€д опо€шет земной шар по экватору более чем семь раз.

Ќа прот€жении длительного времени пришлось боротьс€ с нашим невежеством, особенно среди руководителей ќ Ѕ, Ћ»» и ÷ј√», ставившими рогатки на пути создани€ в эксплуатации пассажирских самолетов с 2-м€ двигател€ми. ƒело доходило до полных курьезов. ѕовторение 1951г., когда приходилось боротьс€ с "предельщиками".

—реди руководства бытовало твердое мнение, что безопасность, надежность взлета самолета зависит и определ€етс€ количеством двигателей, установленных на борту самолета.

3 - 4 двигател€ - это надежно и безопасно, а вот 2 - это ненадежно и опасно.

¬ "кратких сведени€х" по самолету “у-154 на стр. 7 написано:

"... наличие 3-х двигателей обеспечивает более высокую надежность эксплуатации по сравнению с двухдвигательной схемой самолета, обеспечива€ уверенный взлет в случае отказа одного двигател€ на взлете..." –еактивный пассажирский самолет “у-154 в/о "јвиаэкспорт" ћосква, ———–. 1968г.

¬ переговорной документации як-42 - 1980 г. (раздел 1.1 стр.1.2) написано:

"... Ѕольшое внимание при создании самолета як-42 уделено безопасности полета: установка трех двигателей... —илова€ установка из трех двигателей делает возможным уверенный взлет при отказе любого из двигателей..."

Ёти и им подобные безграмотные фразы не могут обеспечить безопасность, надежность выполнени€ любого участка полета самолета: его взлета, набора высоты, крейсерского участка полета, снижени€, захода на посадку и самой посадки.

ќбеспечить надежность может только грамотное проектирование самолета дл€ всех участков полета.

ѕришлось вз€тьс€ за перо и подробно изложить существо вопроса надежности, была показана зависимость и строгое выполнение соответстви€ аэродинамической схемы самолета с количеством и типом (степень двухконтурности, температура газа), установленных двигателей на его борту.

Ѕыло доказано, что на современном этапе двухдвигательный самолет на одном из наиболее напр€женных участков траектории полета, на взлете, при правильном его проектировании - Ќј»ЅќЋ≈≈ Ќјƒ≈∆≈Ќ!

¬ противном случае трудно объ€снить, что мирова€ практика пассажирского самолетостроени€ твердо переходит на создание 2-х двигательных самолетов, включа€ большие и сверхбольшие самолеты (ј-«ќќ, ј-««ќ, Ѕ-757, Ѕ-767, Ѕ-777 и т. д,). ¬о вс€ком случае, в моих трудах "Ќекоторые вопросы проектировани€ пассажирских самолетов" все очень подробно и доходчиво описано.

ѕри внедрении на самолет “у-134ј системы автоматического захода на посадку јЅ—”-134 по обеспечению 2-ой категории » јќ в Ћ»» ћјѕ распростран€лось мнение, что на 2-х двигательном самолете создать такую систему - нельз€!? Ќо жизнь опровергла и это "научное" заблуждение, а зарубежные 2-х двигательные самолеты успешно освоили III-ю категорию посадки. ≈сли хотите, то это мо€ заслуга - переработка 3-двигательного проекта самолета “у-204 в современный 2-двигательный самолет. ѕравда, испьпани€ и доводка этого нужного дл€ –оссии самолета, из-за никуда не годной организации его испытаний, сильно зат€нулась. ѕервый полет самолета “у-204 состо€лс€ 2-го €нвар€ 1989г. и вот прошло более 6-ти лет, а в эксплуатации его еще нет.

»так - практический финиш.

 онец 65-летнего пути в авиации.

"Finita la Comedia!" - произнес генерал ”мберто Ќобиле, сто€ на льдине у обломков своего дирижабл€ "»тали€", в районе острова Ўпицбергена, на котором он в 1928 г. мечтал достичь —еверного ѕолюса.

 ак это ни странно, но в моей судьбе правы оказались: ѕавел ќсипович —ухой и ¬ладимир Ќиколаевич „еломей, предупреждавшие мен€, что в ќ Ѕ, возглавл€емом ј.Ќ.“уполевым, мне будет очень трудно.

—лишком различные школы!

ƒа, действительно, приближаетс€ ‘»Ќ»Ў, а какой он будет, этот конец моей активной жизни!

ѕопробую ответить.

¬ 1964 г., наход€сь в служебной командировке в италь€нском городе √енуе, в котором, по преданию, родилс€ ’ристофор  олумб, € однажды зашел в магазин "–ыболов-спортсмен". ’оз€йкой этого небольшого, но очень богатого магазина оказалась пожила€ русска€ женщина. я был с товарищами из нашего “оргпредства, мы представились и разговорились.

ќказалось, что ее семь€ эмигрировала из –оссии еще в 1905 г. ѕосле окончани€ учебы она преподавала русский €зык в генуэзском университете, вышла замуж за владельца этого магазина. Ёто не просто магазин, а крупное предпри€тие по производству различного снар€жени€ дл€ спортивной рыбной ловли. »меетс€ обширна€ агентура, котора€ информирует руководство заведени€ о всех нововведени€х и достижени€х по созданно спортивного рыболовного инвентар€.

ѕосле смерти ее мужа она оставила ”ниверситет и зан€лась ведением хоз€йства того предпри€ти€, которое перешло по наследству в ее руки.

¬ разговоре € спросил хоз€йку: "¬едь ¬ы уже пожила€ женщина и, наверное, будете думать о пенсии. ј как у вас в »талии обстоит дело с пенсионным обеспечением?". Ќа мой вопрос был получен ответ: "... насто€щие деловые люди никогда не думают о пенсии. Ётот вопрос у них не стоит. “.к. насто€щий деловой человек во врем€ своей трудовой активной де€тельности создает приличный капитал в банке, откладыва€ на свой счет регул€рно определенную сумму, и в результате создаетс€ необходимый капитал дл€ обеспечени€ нормальной жизни в старости. » поэтому, делового человека пенси€ не интересует!".

ќчень интересно, а что же € - деловой человек или кто?! я все 65 лет честно трудилс€ в ќпытно-конструкторском Ѕюро авиационной промышленности —оюза. я действительно трудилс€ далеко не зр€. ѕри моем самом активном и де€тельном участии созданы многие образцы авиационной техники. я, наконец, написал много трудов по вопросам проектировани€ авиационной техники. ћногие из них опубликованы у нас и за рубежом.

ћногие проведенные мною анализы, включа€ и анализы причин катастроф, и рекомендации, просто вал€ютс€ в моем столе и ими пользуютс€ мои сослуживцы, но издать их возможности нет!

»нженерный труд у нас в —оюзе и в –оссии - это далеко не престижный труд. ќб этом пишут многие наши ученые - действительные ученые.

—воему родному √осударству € ничего не должен, а вот мне √осударство должно, и немало!

Ќа прот€жении всей нашей трудовой де€тельности руководство страны убивало в нас, творческих работниках, чувство собственного достоинства, чувство цены нашего труда. ” нас процветал в чистом виде рабский труд, но украшенный вс€кими пышными лозунгами и лживыми воззвани€ми. „еловек не знал цены своего труда. «а его труд он получал малую долю стоимости произведенного трудом.

я получал зарплату, которой мне хватало на, как нам казалось, нормальную жизнь - оплата питани€, одежды, квартиры, транспорта, литературы и небольших развлечений - вот и все.

я и мо€ жена начали жизнь практически с пустого места. Ќе было ни одежды, ни бель€, ни квартиры, ни мебели - ничего. ѕоэтому все, что нам платили в виде зарплаты, мы тратили, и ни о каком счете в банке мы никогда не думали, да и пон€ти€ не имели. “олько благодар€ высоким хоз€йственным способност€м моей супруги, ≈лизаветы ѕорфирьевны, мы сводили концы с концами, помогали моим родител€м и даже купили в 1953 году шикарный автомобиль "ћосквич-401". я вождь никогда не курил и не пил, а это больша€ экономи€ средств. ¬ 1956г. приобрели дачный участок - 12 соток. ¬ 1970г. приобрели √ј«-21 "¬олгу".

я отдавал очень много энергии дл€ выполнени€ порученной мне работы. я всегда был очень ответственен и никогда не был трусом.

 роме работы, € много сил и энергии отдавал спорту (плавание и горные лыжи). ћного времени удел€л резьбе по дереву. ¬ыполнил большое количество вс€ких дерев€нных ваз, блюд, посуды, ложек, статуэток и т. д. ћногие из них украшают мой дом и дома моих друзей.

”влека€сь и попул€ризиру€ водо-моторный спорт, € проектировал, строил и эксплуатировал отличные, из€щные, быстроходные и устойчивые моторные лодки. Ќекоторые из них строились серийно на заводе. ћногие товарищи вот уже более 25-ти лет эксплуатируют мои произведени€.

я старалс€ попул€ризировать катание на водных лыжах, плавание с аквалангом и др. спортивные удовольстви€. ¬о врем€ т€желых испытаний нашей –одины в период ¬еликой ќтечественной войны € активно вмешивалс€ в системы нашего военного воздушного флота, повыша€ его боевую мощь.

“аким образом, € сделал очень много! ј вот старость свою и своей семьи € обеспечить на должном материальном уровне, видимо, не смогу! ” мен€ нет крупных сбережений, нет и счета в банке! » вот сейчас, на склоне лет, а мне пошел уже дев€тый дес€ток, € должен думать - " ак жить дальше?".

¬идимо, надо продолжать работать. Ќо авиаци€ в –оссии, практически, ликвидирована, зарплату, нищенскую (по сравнению с «ападом), мы регул€рно не получаем. “овара дл€ продажи на рынке у нас (в ќ Ѕ) практически нет. ћизерна€ пенси€ (0,1 минимального прожиточного уровн€) не может обеспечить нормальное житье. ¬споминаетс€ замечательный индийский кинофильм "Ѕрод€га". ≈го постановщик и исполнитель главной роли знаменитый –адж  апур с экрана произнес: "—ын вора может быть только вором". я несколько перефразировал - "—ын нищего может быть только нищим". » там, и тут - наследственность!

ћой отец - крупный работник, специалист своего дела, образованный человек (в 1935 - 1938 гг. был главным инженером Ќаркомзема ———–) и его родной брат - физик (имел кафедру физики в одном из институтов Ћенинграда) в период величайших репрессий 1937 - 1938 гг. были фактически лишены работы. «а что!?

ћладший брат отца не смог перенести т€жесть незаслуженных обвинений и оскорблений и покончил с жизнью, бросившись под поезд. ћуж старшей сестры моей матери - св€щенник - был расстрел€н в 1937г. на стройке Ѕеломоро-Ѕалтийского канала. —пуст€ много лет пришло пока€ние, извинение о несправедливости. “акова кратка€ судьба моих ближайших родственников. » если бы не €, то мои родители умерли бы с голода. ј так как € сын своих родителей, а они, в силу сложившихс€ "гениальных" преобразований в —оюзе, к старости оказались нищими и умерли нищими, то и € по всем социальным законам должен уйти из жизни - нищим. “аковы в –оссии пор€дки. ƒругого мы не создали и не заслужили, ¬ 1861 г. рабство в –оссии далеко не закончилось.

ј тут еще вспомнилс€ один очень характерный дл€ нашего общества случай - "√воздик".

"√воздик"

Ќебольшое отступление, характеризующее моральный облик нашего общества.

ѕриближалс€ юбилей √лавного инженера ’арьковского производственного объединени€ (’јѕќ) Ћьва ѕетровича ¬асильченко - 6 сент€бр€ 1980г. ≈му исполн€лось 50 лет.

ѕеред этой знаменательной датой он с женой отдыхал в  рыму. –ешив прервать отпуск, сел на свой "жигуленок" и понесс€ в ’арьков на родной завод.

ј тут еще и день рождени€ его дочери. ¬ районе города —имферополь Ћев ѕетрович не справилс€ с управлением автомобил€, его занесло, и он столкнулс€ с деревом. ¬ результате и он, и его супруга со значительными травмами попали в больницу.  оллектив ’јѕќ и € решили навестить Ћьва ѕетровича и поздравить его с юбилеем.

» вот группа его близких товарищей прибыла в больницу и должным образом поздравила юбил€ра и его супругу.

ѕереночевав в гостинице, наша группа на заводском автобусе "»карус" отбыла в ’арьков.

“ихий, теплый вечер 7 сент€бр€ 1980 г. ”же темнело. ѕассажиры, утомленные поездкой, дремлют. ƒремлю и €. ѕеред самым выездом в город у нашего "»каруса" кончаетс€ горючее. ¬ поисках горючего пришлось объехать несколько заправочных станций. Ќаконец горючее найдено. јвтобус подходит к заправочной колонке. ¬се пассажиры, а они пор€дки знают, выход€т из автобуса и отход€т в сторону. „ерт мен€ дернул пойти на территорию заправочной станции.  ак только € попал в освещенную часть территории, из открытой двери служебного помещени€ пр€мо на мен€ выкатилось "шарообразное существо" в юбке и обдало мен€ потоком самой отборной площадной брани. ќт неожиданности € остановилс€ и посмотрел на "шарообразное существо", вернее, на миловидное женское лицо, изрыгающее поток брани. я молча повернулс€ и пошел прочь с территории.

¬ это врем€ к заправочной колонке подошел автомобиль "∆игули" и мимо мен€ пробежал водитель, видимо, он очень торопилс€. ¬одитель оформил заправку и тоже бегом побежал к "∆игул€м".  ак только началась заправка, € увидел в руках водител€ заправочный шланг со струей гор€щего бензина. ¬одитель взмахнул шлангом и облил заднюю часть своего автомобил€ гор€щим бензином и, испугавшись, бросил шланг на землю и убежал.

Ќадо отдать должное "шарообразному существу", мгновенно обесточившему заправочную станцию. » вот в полной темноте у заправочной колонки горит авто. я нахожусь между гор€щим автомобилем и противопожарным стендом.  ругом никого. ћгновенно хватаю огнетушитель и, опрокидыва€, его удар€ю, как мен€ давно учили, его головой о землю. Ќичего не происходит. я слышу крик хоз€йки станции: "... гвоздик, гвоздик". Ќичего, не пон€в, € хватаю второй огнетушитель, и он тоже не работает, а крик "... гвоздик, гвоздик!" продолжаетс€.  акой гвоздик!? јвто горит, € один. ѕонима€, что еще немного, и может взорватьс€ бензобак гор€щей машины, хватаю совковую лопату и очень энергично засыпаю машину песком, хорошо, он сухой, стараюсь сбить плам€ на автомобиле и на земле. ћне это удаетс€.

ѕожар потушен. ѕодбегает "шарообразное существо" и, улыба€сь очаровательной улыбкой, поднимает огнетушитель и показывает на прив€занный к нему гвоздик на веревочке. ќказываетс€, нужно было этот гвоздик вставить в отверстие и только тогда ударить о землю. ¬се это и было проделано, и дл€ пущей важности автомобиль был по песку облит струей из огнетушител€. ѕодбежал водитель и, открыв дверь салона, затушил небольшие очаги огн€ в салоне. Ќаш автобус возобновил заправку. ¬о врем€ пожара он отъехал в сторону.  огда автобус был заправлен, все зан€ли свои места. ¬се молчали. —реди пассажиров, а они все были мои товарищи по работе, € был самый старший по возрасту. Ќикто не пришел мне на помощь. ѕочему?! я понимал, что мог взорватьс€ бензобак, и это отпугивало людей. Ќикто не хотел рисковать. «ачем!??

Ќо ведь товарищ боролс€ с огнем на виду у всех. ¬се сто€ли и только созерцали. Ќемного болели обожженные руки. »спачкан костюм. ћолча, мы доехали до гостиницы, где € проживал. ћолча, € махнул "товарищам" рукой и вышел из автобуса. я зашел в свой номер. ѕереоделс€. ѕочистил костюм и туфли. ѕрин€л душ. Ќесмотр€ на очень позднее врем€, спать не хотелось.

ѕережитое на заправочной станции, мо€ одинока€ борьба с огнем, отсутствие простой товарищеской поддержки, удивительное "себ€любие" наших современников - все это мне напомнило случайные и неслучайные разговоры со знакомыми и малознакомыми людьми, их отношение, а вернее полное безразличие, равнодушие к происход€щим событи€м повседневной нашей жизни. „то может быть страшнее равнодуши€? ќткуда это равнодушие?

¬спомнились прожитые годы, война, послевоенные трудные годы. ¬спомнилась мо€ жизнь, мое отношение к жизни, и € решил, что может быть нашей современной молодежи необходимо рассказать о прошлом. Ќа примерах, не выдуманных, а действительно имевших место. Ѕез подхалимства, раболепи€ и чинопочитани€! ћожет быть, воспоминани€ помогут современным люд€м, особенно молодежи, перестать быть равнодушными. ћожет быть?!
  данному повествованию приложен перечень моих трудов, анализов и статей по вопросам проектировани€ пассажирских самолетов, по вопросам их надежности и безопасности, а также перечень модификаций самолетов “у-134, как выполнениых, так и оставшихс€ в проектах.

 онечно, справедливости ради, за период моей работы в ќ Ѕ јндре€ Ќиколаевича “уполева € совершил многочисленные служебные командировки, € посетил: √ƒ–, ѕЌ–, „—ј, ¬Ќ–, –умынию, ёгосла¬ию, Ўвейцарию “урцию »ндию, —удан, ≈гипет, ћозамбик, ћали, —ирию и ёј–. ¬се эти поездки, общение с новыми людьми, значительно подн€ли уровень моих знаний, мой культурный - общечеловеческий уровень.

» в этом, конечно, положительна€ сторона моего пребывани€ в ќ Ѕ ј.Ќ.“уполева.

ћосква 1997 г.

Ћ.Ћ.—ел€ков






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты