Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
8 –Р–Т–У–£–°–Ґ–Р 2013 –У–Ю–Ф–Р –Т –У–Ю–†–Ю–Ф–Х –Ъ–Ш–†–Ц–Р–І –Т–Ы–Р–Ф–Ш–Ь–Ш–†–°–Ъ–Ю–Щ –Ю–С–Ы–Р–°–Ґ–Ш –Я–†–Ю–®–Ы–Р –Я–†–Х–Ч–Х–Э–Ґ–Р–¶–Ш–ѓ –Х–Ф–Ш–Э–°–Ґ–Т–Х–Э–Э–Ю–У–Ю –Т –†–Ю–°–°–Ш–Ш –Ф–Х–†–Ш–Ц–Р–С–Ы–Х–Ф–†–Ю–Ь–Р "–Ъ–Ш–†–Ц–Р–І". –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Ч–Р–Ю ¬Ђ–Т–Ю–Ч–Ф–£–•–Ю–Я–Ы–Р–Т–Р–Ґ–Х–Ы–ђ–Э–Ђ–Щ –¶–Х–Э–Ґ–† "–Р–Т–У–£–†–™". 09.08.2013 >>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

÷ј√»
(Ќачало пути длиною в 65 лет)

  ¬иктор Ќиколаевич Ѕел€ев руководил группой, занимающейс€ прочностью и аэродинамикой проектируемых в бригаде самолетов. ќн, коротко поговорив со мной, поручил инженеру бригады Ќиколаю јлексеевичу ‘едотову проэкзаменовать мен€.   удивлению Ќикола€ јлексеевича € справилс€ со всеми поставленными математическими и теоретическими задачами, но на счетах € считать не умел, да и не знал арифмометра. ј это были основные оруди€ производства (не счита€ логарифмической линейки, которую € хорошо знал). –езультаты экзамена были доложены ¬иктору Ќиколаевичу, и он, узнав, что € еще и модели летающие умею делать, прин€л мен€ на работу. я побежал в отдел кадров, выполнил все формальности и получил пропуск, на обложке которого было написано золотыми буквами "÷ј√»". ѕропуска тогда, уход€ с работы, не сдавали и они служили своеобразным удостоверением. “аким образом, 12 феврал€ 1932 года € стал работником ÷ј√».
  Ќачалс€ новый этап моей самосто€тельной жизни. ∆изненных вопросов было много.
  ¬ первые годы € жил в деревне ’имки, что у Ћенинградского шоссе. Ќа месте дома, в котором € жил, сейчас расположен магазин "Ћенинград".
  Ћетом на работу (25 км) ездил на велосипеде, в те времена разрешалось с велосипедом пройти на свое рабочее место.
  Ќадо пр€мо сказать, что мне чертовски повезло, что € попал в руки замечательного человека, учител€ и друга - ¬иктора Ќиколаевича Ѕел€ева, одного из основоположников науки о прочности самолетов моего главного наставника, поставившего мен€ на ноги, слепившего из мальчишки зрелого специалиста, проектанта, открывшего мне дорогу по трудному авиационному пути.
  я тогда и не думал, что мои знани€ и умение мастерить летающие модели, пригод€тс€ этому крупнейшему ученому в решении вопросов флаттера и динамики нагружени€ крыла в полете.
  –абота€ в группе ¬. Ќ. Ѕел€ева, разбира€сь и реша€ сложные задачи т€желых сухопутных самолетов, реша€ вопросы прочности и аэродинамики, € рос вместе с ростом авиационной науки. ћне везло. я быстро освоил существующие тогда методы и технику расчетов на прочность всех элементов планера самолета, а так как все вопросы прочности в группе ¬. Ќ. Ѕел€ева решались параллельно с вопросами аэродинамики, € осваивал и аэродинамику. ћногоопорные балки, статически неопределимые системы как плоские, так и пространственные. –асчеты монококовых конструкций. ¬се осваивалось легко и просто. я стал непревзойденным мастером  ремоны, этого графического метода расчета форменных решеток лонжеронов крыла и других плоских ферм, примен€емых в то врем€. ћен€ приглашали на консультации в другие бригады дл€ оказани€ помощи в разборе неув€зок и ошибок в расчетах. я старалс€ активно участвовать во всей жизни группы и в этом мне никто не мешал, а наоборот, только поддерживали. Ёто, конечно, не значит, что € был только прав и никогда не делал ошибок. Ќет, € ошибалс€ и делал ошибки, и не менее других, но € всегда находил ошибки сам и сам их исправл€л. ¬от эту повышенную самокритичность, самоанализ и привили, развили во мне два человека - мой отец и ¬. Ќ. Ѕел€ев. ѕоследний научил мен€ элементарным методам контрол€ и, что главное, к совершенству понимани€ физики €влени€, к осмысливанию того, что получилось!
  я ошибалс€, но не врал! Ћожь за мной не водилась. Ќикогда € ни перед кем глаза не опускал. ¬от этим € и отличалс€ от большинства окружающих. ћой отец, правда, жестоко поплатилс€ за такую черту характера.
  —лучайно мне в руки попал циркул€р ћорского “ехнического комитета є 15 от 29 но€бр€ 1910г.
  "Ќикака€ инструкци€ не может перечислить всех об€занностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указани€, ј ѕќЁ“ќћ”, √ќ—ѕќƒј »Ќ∆≈Ќ≈–џ ƒќЋ∆Ќџ про€вить инициативу и, руководству€сь знани€ми своей специальности и пользой дела, прилагать все усили€ дл€ ќѕ–ј¬ƒјЌ»я —¬ќ≈√ќ Ќј«Ќј„≈Ќ»я". » хот€ это "древний" документ, но он полностью соответствовал моему отношению к поручаемой мне работе.
  я часто навещал мастерскую по изготовлению продувочных моделей, котора€ располагалась в макетном цеху (нач. цеха - ћ.ќ.‘асолькин) - старик Ѕунаков, видимо полюбил мен€ и, зна€ мою любовь к ремеслу, разрешал мне "работать модели" (было такое выражение). я лихо работал стол€рными инструментами, сил-то было много, а главное - это дружелюбное отношение ко мне. ѕоездки с модел€ми и аэродинамические лаборатории ÷ј√», участие в продувках, в их анализах и обработках не проходили дл€ мен€ даром. я очень хорошо усвоил и пон€л роль эксперимента в развитии авиационной науки.
  я работал много, часто задержива€сь на работе, работа€, занималс€ своим самообразованием, а тут еще трудности с жильем. ѕоследний автобус - красный "Ћейланд" отходил от площади –еволюции в 23-00. ≈сли опоздал на него, то трамваем до завода им.¬ойкова, а там пешкодрапом 8 км до дома. ’орошо если хороша€ погода, а под дождем или пургой?!
  ¬ 1933 году отец с семьей выехал из ћосквы и € осталс€ один у разбитого корыта, без прописки. (ј где завер€ть хлебные карточки?) ¬ременно поселилс€ у своей старшей сестры, аренду€ у нее диван. —естра была замужем за слушателем академии им. Ќ.≈.∆уковского и вела веселый образ жизни. ќчень любила танцы и, вообще, веселье.
  ѕриход€ уставший после вечерней работы домой и попада€ под страшный визг и писк вход€щей в моду музыки, мне было, чисто по-человечески, трудно. — тех пор € возненавидел вс€кие танцы и, так называемую, легкую музыку. ’лебные карточки мне завер€л знакомый дежурный солдат комендатуры академии им. Ќ.≈.∆уковского.
  “олько на работе € чувствовал себ€ полноценным человеком, работал с большим подъемом, все ладилось, мен€ окружали хорошие люди, такие как ¬.Ќ.Ѕел€ев, ¬.Ќ.ћатвеев, Ё.». орженевский, Ѕ.ј.—аукке и др.
  Ѕорис јндреевич —аукке - худощавый, внешне сердитый и суровый человек, а из-под мохнатых бровей на вас смотрели строгие, удивительно €сные и проницательные глаза.
  ” Ѕориса јндреевича была кличка - "«мей √орыныч". ƒа, действительно, он был строгий и очень требовательный учитель. Ёто был высоко эрудированный и грамотный конструктор-каркасник. ќн руководил проектированием крыла самолета и предъ€вл€л очень высокие требовани€ к конструктору, деталировщику, и копировщику, требовал безукоризненного выполнени€ чертежа, €сно показывающего качество выполнени€ конструкции узла или детали. Ќикаких компромиссов с качеством проработки и выполнени€. Ёто с одной стороны, а с другой, Ѕорис јндреевич был добрейший и честнейший человек. я многому у него научилс€ и за эту школу € благодарен ему.
  ¬ свободное от работы врем€ Ѕорис јндреевич часто играл в шахматы с ¬иктором Ќиколаевичем Ѕел€евым. ¬от это была игра! ќба превращались в больших детей, играли страстно, азартно. √лаза Ѕориса јндреевича сверкали из-под мохнатых бровей, он непрерывно шутил. ¬иктор Ќиколаевич надувал щеки и пыхтел, как паровоз. »грали на равных, но чаще выигрывал Ѕорис јндреевич.
  ¬севолод Ќиколаевич ћатвеев - инженер-аэродинамик, руководил работами по устойчивости и управл€емости.
  Ёдуард »ванович  орженевский - окончил ћ√”, решал сложные вопросы прочности самолетных конструкций.
  я старалс€ вникать во все вопросы и помогать их решать и, надо сказать, успешно. ¬от интересный пример.
  Ѕыл спроектирован и построен самолет јЌ“-42 (в дальнейшем именовалс€ ѕе-8). ѕо замыслу ј.Ќ.“уполева и Ѕ.ћ. ондорского (главный архитектор) самолет должен быть не только военным, но и пассажирским, а так как это был большой самолет по схеме среднеплана, то окна в борту фюзел€жа закрывались профилем крыла и ¬.ћ. ондорский предложил устроить в крыле особые нишн от борта фюзел€жа в нижнюю часть крыла, так, чтобы пассажир мог смотреть вниз на землю. ѕосадочные щитки из-за этих ниш были обрезаны и не доходили до бортов фюзел€жа. “аким образом, при опущенных щитках между щитками и бортами фюзел€жа образовывалс€ широкий туннель. —амолет был построен и летные испытани€ проходили в г.—аки. ¬ процессе испытаний вы€снилось, что на посадке не хватает рулей высоты. ѕо решению ј.Ќ.“уполева спроектировали и построили новое горизонтальное оперение увеличенной площади. ќтправили в —аки (раньше все делалось просто и очень оперативно). —монтировали на самолет, полетели и никакого результата. я заинтересовалс€ этим вопросом. ¬нимательно осмотрел модель самолета и сделал вывод, что виной всему этому - больша€ щель (туннель) между выпущенными щитками. ѕоток воздуха, попада€ в эту щель, "сдувает" скос потока у оперени€, уменьша€ его эффективность, и € предложил простое оригинальное решение. ¬ертикально сто€щий щиток, закрепленный на кромке посадочного щитка на шарнире, удерживалс€ наклонной т€гой, прикрепленной одним концом к вертикальному щитку, а другим к борту фюзел€жа. ѕри открывании посадочного щитка т€га разворачивала дополнительный щиток и плотно закрывала туннель между посадочным щитком и фюзел€жем. —делал макет и показал его ¬. Ќ. Ѕел€еву и зам. нач.  Ѕ ».‘.Ќезвалю. ѕолучив одобрение, сделал рабочие чертежи и необходимые расчеты, а в макетном цехе сделали дерев€нный щиток и т€гу с нужными узлами. ѕосле установки на самолет јЌ“-42 дефект по нехватке рулей высоты на посадке пропал, все стало нормально.
  ».‘.Ќезваль через Ѕ–»« выписал мне премию 150 рублей. ƒело, конечно, не в премии, главное то, что € становилс€ на ноги.
  Ќа серийном самолете поступили разумнее. ¬ыкинули ниши с окнами и продлили посадочные щитки до борта фюзел€жа, на этом дело и кончилось.
  –абота€ и реша€ вопросы прочности и динамической прочности самолета, € старалс€ внести и свою лепту. ¬. Ќ. Ѕел€ев не забыл, что € строил летающие модели самолетов и организовал специально дл€ мен€ маленькую мастерскую, в которой работал € сам. ќна помещалась в полуподвальном помещении во дворе дома, где была раньше пожарна€ часть и помещалась столова€. ¬ этой мастерской были построены летающие модели самолетов с резиновыми моторами (других тогда не было), на которых на площади перед зданием јкадемии Ќаук демонстрировались полеты этих моделей. Ёто были не просто летающие модели, а модели, которые демонстрировали флаттер крыла самолета. ћожно было, мен€€ жесткости крыла и положение центра т€жести отсеков крыла, либо иметь флаттер в полете, либо его не иметь (при равной скорости полета). Ѕыла очень нагл€дно показана часть экспериментальной работы по созданию теории флаттера.
  «авершением этапа работ по разработке теории флаттера был летный эксперимент с планером "–от-‘ронт-1" конструкции ќ. .јнтонова, проведенный в  октебеле.
  √руппой ¬.Ќ.Ѕел€ева с участием ÷ј√» (ћ.¬. елдыш, ≈.ѕ.√россман и ј.ј.Ѕорин) были проделаны расчеты по определению критической скорости флаттера крыла планера "–от-‘ронт" и была подготовлена программа летного эксперимента, с которой в  октебель выехал Ё.». орженевский. ќтчет опубликован в "“¬‘" є 7 за 1935 г.
  ѕроведение летного эксперимента было поручено летчику-планеристу —ергею Ќиколаевичу јнохину. Ёксперимент не полностью подтвердил теорию. ѕри вводе планера в крутое пикирование 2 окт€бр€ 1934 г. по достижении скорости пор€дка 250 км/час произошло мгновенное разрушение крыла (видимо, от скручивани€). —ерге€ Ќиколаевича выбросило из кабины (крышка фонар€ отделилась перва€), он не помнил, как раскрыл парашют и как снижалс€ у горы им.  лементьева. ’от€ "весь опыт был проведен пилотом т. јнохиным с большим хладнокровием". “ак началось наше знакомство с замечательным человеком - —ергеем Ќиколаевичем јнохиным.
    великому сожалению, киносъемка этого совершенно уникального эксперимента не производилась.  роме самого факта и барограммы полета ничего нет. јмериканские специалисты, узнав об этом эксперименте, предлагали большие деньги за кинопленку этого полета, но ее то вот и не было. ƒл€ ћ»–ќ¬ќ… авиационной науки этот эксперимент, очень скромно и не по-деловому обставленный, имел огромное значение. ј дл€ нашей науки?
  ¬ этой мастерской была построена летающа€ модель планера Ѕѕ-2, разработанного ¬.Ќ.Ѕел€евым, на которой в свободном полете, на тележке в гидроканале ÷ј√» и за автомашиной, впервые в —оветском —оюзе научно решалс€ вопрос возможности длительной буксировки планера за самолетом и вли€ние положени€ буксировочного замка и запаса устойчивости на поведение планера при буксировке. Ёта последн€€ работа сослужила немалую роль при создании т€желых воздушных поездов (примен€емых в войне), в которых самолет-буксировщик тащил на буксире один или несколько десантных планеров.
  ¬ообще, ¬иктор Ќиколаевич Ѕел€ев был удивительный дл€ своего времени человек, он видел на много вперед и блест€ще решал задачи прочности, аэроупругости самолета и еще тогда учил мен€, что не сушествует отдельных задач, а есть одна комплексна€ задача, которую и должен решать специалист проектант, занимающийс€ вопросами проектировани€ самолетов.






—сылки по теме:

  • —јћќЋ≈“ јЌ“-42

    –оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


  • реклама:

    ”частник TOP.SVAVIA.RU

    ‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

    это интересно:



    AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

    новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

    реклама:


      наверхнаверх
    ѕоиск по сайту:



    ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


    новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты