Ќа главную
–Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч–Ђ –Р–Т–Ш–Р–Я–†–Х–Ф–Я–†–Ш–ѓ–Ґ–Ш–Щ: –Э–Ю–Т–Ю–Х
–Я–Ю–ѓ–Т–Ш–Ы–°–ѓ –Ю–І–Х–Э–ђ –Я–†–Ю–°–Ґ–Ю–Щ –°–Я–Ю–°–Ю–С –Я–Ю–Ш–°–Ъ–Р –С–Ш–Ы–Х–Ґ–Ю–Т - –Ч–Р–ѓ–Т–Ъ–Р –Э–Р –С–†–Ю–Э–Ш–†–Ю–Т–Р–Э–Ш–Х –Э–Р BiletyPlus.ru. –Я–†–Х–°–°-–†–Х–Ы–Ш–Ч –Я–†–Ю–Х–Ъ–Ґ–Р BiletyPlus.ru. 06.08.2013
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕј——ј∆»–— »… —јћќЋ≈“-√»√јЌ“ "ћј —»ћ √ќ–№ »…"

  »стори€ создани€ самолета-гиганта јЌ“-20 "ћаксим √орький" флагмана агитэскадрильи, очень сложна€.
  Ќа восьмимоторном "ћаксиме √орьком" крыло было выполнено с большим удлинением, огромные колеса "обуты" в обтекатели, уменьшившие их сопротивление, но обшивка из гофра еще осталась. Ќа то врем€ ј.Ќ.“уполев признавал только пон€тную ему гофровую конструкцию, разработанную немецким конструктором √.ёнкерсом дес€тилетней давности.
  Ќо основными были политические мотивы постройки агитсамолета гиганта с именем писател€ ћаксима √орького. ¬ конце 1932 г. ќтмечалось 40-летие его литературной де€тельности.
  Ёто было отражение сложных взаимоотношений —талина с известным писателем, имеющим мировую известность и на то врем€ еще пытающегос€ пон€ть и разобратьс€ в сложных взаимоотношени€х политического руководства страны с интеллигенцией.
  », видимо, —талин пыталс€ завоевать расположение ћаксима √орького, присвоив его им€ самолету-гиганту.
  ќдно врем€ были идеи назвать самолет именем вожд€ - "—талин", но —талин был против. ¬ случае т€желого происшестви€ с самолетом говорили бы - "—талин разбилс€". ј это вождю и не нужно было.
  —амолет был начат постройкой 4 июл€ 1933 г. » 3 апрел€ 1934 г. Ѕыл вывезен на аэродром.
  17 июн€ 1934 г. Ћетчик-испытатель ћ.ћ.√ромов подн€л его в воздух. — этим самолетом не все шло гладко. я принимал участие в расчетах на прочность фюзел€жа этого гиганта.
  ќсобенно много хлопот досталось мне при проектировании хвостового отсека фюзел€жа и его хвостовой опоры. ’востова€ опора (костыль) имело колесо, а не традиционную жесткую п€ту. “огда считалось, что раз есть не тормозное колесо, то на нем не могут возникнуть большие лобовые силы, которые нужно было учитывать при создании конструкции самого костыл€ и узлов креплени€ его к фюзел€жу. ¬о вс€ком случае, существовавшие тогда "Ќормы прочности" не предусматривали наличи€ лобовых сил на оси колеса.
  » вот самолет построен.
  я выполнил все необходимые расчеты, оформил их и утвердил у ¬.Ќ.Ѕел€ева, отвечающего тогда за прочность и аэродинамику самолета. Ќо, на первой же рулежке костыль с хвостовым колесом был оторван.   ”величили вертикальные нагрузки в два раза. ¬ыполнили новую конструкцию, тогда все делалось быстро. —амолет порулил и оп€ть снес костыль и только тогда, совместными усили€ми с ÷ј√» сообразили, что есть еще и горизонтальные силы и составл€ют 60% от вертикальных сил. Ѕыли выполнены новые расчеты и спроектирована нова€ конструкци€ с учетом этих горизонтальных сил. ¬ыполненна€ нова€ конструкци€ себ€ оправдала. ¬се было в пор€дке. — тех пор по€вились "Ќормы прочности" на хвостовое нетормозное колесо, учитывающие горизонтальные составл€ющие силы.
  я не помню, по какой причине было прин€то решение о демонстрационном полете самолета "ћаксим √орький". Ётот полет должен был состо€тьс€ 18 ма€ 1935 года. ¬ этом полете должны были прин€ть участие и его создатели: конструкторы и производственники. я вертелс€ на аэродроме и не помню, по какой причине у мен€ была папка с какими-то чертежами. ¬озможно, это были чертежи оформлени€ очередного физкультурного парада на  расной площади, мы с Ќ.≈.Ћеонтьевым занимались тогда этим оформлением. ¬от эта-то папка и спасла мне жизнь. ћежду участниками и руководител€ми полета разгорелс€ спор: " ому лететь первыми?" ѕроизводственникам или конструкторам? ѕока шел спор, € решил отнести папку домой. я жил тогда р€дом у ѕетровского дворца в 1-ом  расноармейском переулке. Ћетчики - ».¬.ћихеев и ».—.∆уров были моими хорошими знакомыми и € не сомневалс€, что попаду на борт самолета в первый рейс. ј пока будут спорить, € сбегаю домой. я побежал домой. ¬ыход€ из дома и выбежав на Ћенинградское шоссе, € увидел бежавшую толпу с криком: "—амолет разбилс€, "ћаксим √орький" разбилс€". “олпа бежала в направлении с. ¬сесв€тское (теперешний пос."—окол"). я кинулс€ туда. ћой пропуск ÷ј√» помог мне пробитьс€ сквозь толпу и попасть на место катастрофы. «релище было ужасное. ќстатки самолета и тела людей упали на коттеджи поселка "—окол" и на площадь перед ним.
  ѕока € бегал домой, событи€ развернулись следующим образом. Ѕыло прин€то согласованное решение: "¬ первый полет полет€т члены семей!" Ќа борт подн€лись счастливые жены и дети, всего 33 человека. —амолет взлетел и вместе с ним взлетели еще три самолета: самолет јЌ“-14, пилотируемый летчиком „улковым, самолет –-5 с кинооператором на борту и истребитель »-5, пилотируемый летчиком Ѕлапшым. ¬ полете Ѕлагин прин€л безрассудное решение: "—овершить мертвую петлю вокруг крыла самолета "ћаксим √орький". ¬ыполн€€ этот безумный трюк, при выходе из петли на высоте 700 м Ѕлагин ударил своим »-5 в центральную часть крыла самолета "ћаксим √орький". ¬ результате удара у "ћаксима √орького" отломалось крыло, и он, перевернувшись на спину, развалилс€ в воздухе. ѕогибло 45 человек: 11 человек экипажа, 33 пассажира и летчик Ѕлагин. (“.¬.‘. є 5, 1935 г.).
   инооператор был так напуган этим зрелищем, что бросив камеру и, перегнувшись через козырек кабины, стал душить пилота своего самолета - самолет –-5 беспор€дочно падал. ќгромными усили€ми пилот освободилс€ от рук душившего его оператора и, справившись с самолетом, благополучно приземлилс€.
  Ёто была сама€ т€жела€ катастрофа в нашем воздушном флоте. ѕохороны состо€лись на Ќоводевичьем кладбище.
  ѕосле катастрофы было прин€то решение собрать деньги и построить эскадрилью самолетов им. "ћаксима √орького". ƒеньги были собраны, но построен был только один самолет. —троилс€ он в  азани. Ёто шестимоторный (центральна€ пилонна€ установка сн€та) самолет имевший название ѕ—-124 (јЌ“ 20 бис) на 64 пассажирских места был закончен производством в конце 1938 г. и совершил свой первый полет, под управлением пилота Ё.».Ўварца 15 ма€ 1939 г.
  12 августа 1939 г. самолет ѕ—-124 был передан в √¬‘. 12 декабр€ при подходе к аэропорту “ашкент самолет потерпел катастрофу, налетав 698 часов.  атастрофа произошла по вине экипажа ошибочно переложившего стабилизатор в положение на "пикирование", чем ввел самолет в крутое планирование (пикирование), из которого вывести самолет экипаж не смог.
  Ќа этом самолета сфера моей де€тельности расширилась. я дополнительно рассчитывал прочность элерона этой машины. ”же тогда расчет элерона, этой многоопорной балки, считалс€ с учетом прогибов крыла. «адача была трудна€, но очень интересна€. ƒл€ решени€ этой сложной задачи необходим определенный уровень теоретических и практических знаний.






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   

[an error occurred while processing this directive]