Ќа главную
–Э–Ю–Т–Ю–Х –Т –†–Р–Ч–Ф–Х–Ы–Х: –Ь–Х–Ф–Ш–Р–У–Р–Ы–Х–†–Х–ѓ
VRML- –Љ–Њ–і–µ–ї—М –°-37>>>
Ќа главную
Ќовости»нформаци€ћедиагалере€—сылкиѕользователю

Ћ.Ћ.—ел€ков "“≈–Ќ»—“џ… ѕ”“№ ¬ Ќ» ”ƒј. «аписки авиаконструктора."
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ƒЅЋ - ƒјЋ№Ќ»… ЅќћЅј–ƒ»–ќ¬ў» , Ћ≈“јёў≈≈  –џЋќ

  ¬сесоюзным обществом "јвиавнито" и газетой "«а рулем" 8 ма€ 1934 г. был организован конкурс на проект скоростного пассажирского самолета. ¬.Ќ.Ѕел€ев организовал группу сотрудников, куда входили тт. «атван ƒ.ј., ќбрубов ѕ.Ќ.,  орженевский Ё.». и —ел€ков Ћ.Ћ. Ёта группа под руководством ¬.Ќ.Ѕел€ева во внерабочее врем€ разработала проект скоростного пассажирского самолета и подала его на конкурс. ѕроект самолета, разработанный этой группой, €вилс€ развитием работ над планерами Ѕѕ-2 и Ѕѕ-3. ѕроект был обсужден и одобрен на заседании ученого совета ÷ј√».
   роме этих работ, под руководством ¬.Ќ.Ѕел€ева в 1937 г.  азанским авиационным институтом был построен экспериментальный планер с крылом обратной стреловидности (с использованием фюзел€жа и оперени€ планера ¬.».≈мель€нова "—тахановец"), с очень тонким, всего 9%, профилем крыла и большим удлинением (l=20).
  ѕри испытании планера на выходе из пикировани€ оторвалась кабина пилотов. Ёкипаж в составе пилота ¬. Ћ. –асгоргуева и экспериментатора ¬.—.јлександрова сумел спастись на парашютах. (ј.ѕ. расильщиков "ѕланера ———–", ћосква, 1991 г.).  рыло планера имело обратную стреловидность с сильно отогнутыми назад концами, серповидное, и в проведенных летных испытани€х вело себ€ хорошо.
  ƒе€тельное участие в этом проекте планера принимали ¬иктор »ванович ёхарин и ¬иктор »ванович ≈мель€нов.  роме планера, было изготовлено и продуто большое количество динамически подобных крыльев такой конфигурации.
  Ќа конкурс "јвиавнито" было подано около 60 интересных проектов. ћногие коллективы прин€ли участие в конкурсной борьбе. ¬ конце €нвар€ 1935 г. началось рассмотрение представленных проектов. ѕервый тур прошел успешно. Ќаш проект был одобрен и рекомендован дл€ участи€ во 2-ом туре ("“.¬.‘."є 8 за 1935 г.), предусматривающем создание технического проекта. Ќеобходимо было организовать проведение этих работ в услови€х противодействи€ руководства  Ѕ, не любившего выполнени€ вс€ких инициативных работ сотрудниками.
  Ќа поданном нашей группой проекте, экипаж в самолете размещалс€ в двух кабинах:
  - первый пилот размещалс€ с левой стороны правого фюзел€жа, а второй пилот, с правой стороны левого.
  “акое размещение экипажа было не ново и выполнено на русском самолете "јнадва" тип ¬’ конструкции ¬.Ќ.’иони построенного 30 июн€ 1916 г. успешно летавшего в –оссии. Ћетные испытани€ этого самолета провел  . .јрцеулов.
  ќсновное врем€ - это повседневна€ работа, которую ты об€зан выполн€ть. ѕроект можно делать только вечерами и ночами. Ќадо было много работать - мы работали!
  ¬ 1936 году € женилс€, по€вилась семь€. ∆ить было негде. ∆ена, ѕанкова ≈лизавета ѕорфирьевна, работала тоже в ÷ј√» в бригаде ¬.ћ.ѕетл€кова. ∆ила до замужества в общежитии ÷ј√», в бараках, расположенных за школой им. –адищева. ћы сн€ли частную квартиру на улице √орького у Ѕелорусского вокзала. «а комнату со всеми удобствами: мебель, посуда, постельное белье и прочее платили 125 рублей в мес€ц. Ёто были большие деньги, но ничего другого сделать было нельз€.
  ¬едь у нас обоих "за душой" ничего не было. «акончилась беззаботна€ юность и наступила зрелость.
  Ќаступил т€желый 1937 год. —трашный год в судьбах авиационных работников. ћассовые репрессии в —оюзе распространились и на авиационные конструкторские кадры.
  ¬ ÷ј√» и  ќ—ќ—е прошли массовые аресты, были арестованы сотрудники бригады є 1 т€желых сухопутных самолетов, ее руководитель ¬.ћ.ѕетл€ков, Ѕ.ј.—аукке и другие.
  ћы остались без руководства. Ќадо было искать пути, нужно было работать.
  ћежду прочим, в 1936 г. € поступил без отрыва от производства во вновь организованный Ѕауманский аэроклуб. я считал, что освоение летного дела будет очень полезно дл€ авиационного специалиста широкого профил€, каким € хотел стать в будущем. Ќачалась нова€ страница очень интересной жизни. — огромным удовольствием € и мои друзь€ по команде —ева ‘урдецкий (будущий пол€рный летчик) и Ѕорис Ѕекин вз€лись за организацию учебы в клубе. Ќичего не было. Ќадо было создать учебные пособи€, экспонаты. ћы с большим желанием по вечерам работали в клубе. Ќо одно дело мечты, а другое дело - жизнь. Ёто далеко не одно и тоже. ¬ т€желый 1937 год € был отчислен из аэроклуба, причину узнать не удалось. я трудно пережил эту несправедливость и до сих пор отношусь очень болезненно к про€влению вс€кой несправедливости. ¬озможно, что € слишком многого хотел. ¬озможно.
  ¬.Ќ.Ѕел€ев предложил мне переработать проект скоростного пассажирского самолета в дальний скоростной бомбардировщик. Ёто было бо ее нужным дл€ страны делом. я вз€лс€ за эту работу. —кажу откровенно, приходилось много ловчить и выкраивать любую свободную минуту дл€ выполнени€ проекта. „ертежна€ доска на моем столе стала рабочей с двух сторон. Ќа одной - выполн€лась текуща€ работа, а на другой создавалс€ общий вид будущего бомбардировщика. ƒуша т€нулась к обратной стороне доски. ¬ скором времени по€вилс€ общий вид нового самолета. ¬се в нем было продумано. ”чтен опыт войны в »спании, пожелани€ командовани€ ¬¬— и т.д.
  ¬.Ќ.Ѕел€ев вз€л законченный общий вид и короткую записку и поехал с ними в Ќаркомат. Ќачальником 10 √” тогда был —.¬.»льюшин, заменивший на этом посту арестованного 21.10.37 г. ј.Ќ.“уполева. ѕосле посещени€ —.¬.»льюшина, ¬иктор Ќиколаевич приехал на завод окрыленный надеждами на возможность создани€ своего конструкторского бюро по проектированию нового самолета, проект которого был одобрен —.¬.»льюшиным.
  ¬ скором времени вышло решение (начало 1938 г.): организовать на заводе ќ Ѕ-16. √лавньм конструктором назначить ¬.Ќ.Ѕел€ева и поручить новому коллективу создать рабочий проект нового самолета. —амолет получил название "ƒЅЋ " - дальний бомбардировщик летающее крыло. Ѕыстро был создан коллектив, расставлены люди. —оздан план работ. ѕо€вились реальные очень короткие сроки и утверждены “““ на новую машину.
  «аместителем ¬.Ќ.Ѕел€ева был назначен ѕ.Ќ.ќбрубов, а помощником по  Ѕ - ƒ.ј.«атван. я был назначен руководителем группы технического проектировани€ и по совместительству зам. Ќачальника бригады фюзел€жа. Ќачальником бригады фюзел€жа был назначен Ќ.≈.Ћеонтьев.  рыло вел ¬.ѕлеханов, шасси - ѕ.≈рухимович, вооружение -  арташкин и ћеерсон, прочность и аэродинамика оставались за ¬.Ќ.Ѕел€евым. Ё.». орженевский, будучи по национальности пол€ком, решил "по собственному желанию" уйти с работы. ¬рем€ было трудное, не все национальности могли работать в оборонной промышленности.
  ѕосле войны Ёдуард »ванович  орженевский длительное врем€ скиталс€ по нашей земле. —емь€ Ѕориса —ергеевича Ѕекина приютила его и мы все постарались поставить его на ноги. ѕоступив работать в коллектив —ерге€ ѕавловича  оролева, Ёдуард »ванович нашел себ€ там и работал начальником  Ѕ.
  –азработка проекта самолета ƒЅЋ  шла под девизом "¬орошиловское задание". —мелое решение некоторых узлов и деталей, естественно, вызывало противодействие отдельных руководителей завода и Ќаркомата.
  ¬ те времена √лавным конструктором завода считалс€ Ќ.Ќ.ѕоликарпов, а на заводе было много самосто€тельных конструкторов, таких как:  очерыгин, Ѕел€ев, Ўевченко, ÷ Ѕ-29 и другие. Ќ.Ќ.ѕоликарпов резко отрицательно относилс€ к проекту ƒЅЋ . ѕостроенный макет самолета вызывал вс€кие ненужные толки. ѕроект самолета энергично поддерживали руководители ¬¬— (—мушкевич, јлкснис, —упрун и др.). ѕоддерживал его и  .≈.¬орошилов. –уководил авиационной промышленностью в это врем€ ћ.ћ. аганович.
  ћного раз собирались руководители промышленности и ¬¬— дл€ обсуждени€ на макете, шли т€желые бои за жизнь ƒЅЋ . Ќаконец, решили построить и испытать самолет. «аканчивалось проектирование и завод приступил к постройке.
   рыло самолета с обратной стреловидностью было практически опробовано на планерах Ѕѕ-2 и Ѕѕ-3. ѕостройка планеров не прошла даром. Ќо планер - планером, а самолет - самолетом. Ќа консол€х крыла применили профиль Nј—ј 23012, хорошо зарекомендовавший себ€ на самолете јЌ“-40 - знаменитом "—Ѕ". Ќелишне вспомнить, что на опытном самолете јЌ“-40, по сложившейс€ тогда традиции, на крыле сто€л стандартный профиль јЌ“-6. Ќо к моменту окончани€ постройки опытного самолета, вернулась из —Ўј группа товарищей и привезла сборник профилей Nј—ј серии 230 лучше, чем устаревший профиль јЌ“-6. Ѕыло прин€то решение построить дублер самолета јЌ“-40 с профил€ми Nј—ј 23012 и провести испытани€ в натуру. —амолет получил номер јЌ“-40». ¬ результате в серию пошел самолет јЌ“-40». “упоносый профиль одержал победу.
   онсоли крыльев самолета ƒЅЋ  были снабжены автоматическими предкрылками. ѕредкрылки выпускались автоматически по достижении самолетов критических углов атаки. ѕредкрылки и система их выпуска и уборки были заимствованы с немецкого самолета ће-109. ÷ентральна€ часть крыла была набрана из без моментного профил€ √ласс-ƒ-1. Ётот профиль имел острый носок и S-образнуто среднюю линию. ѕредполагалось, что срыв на средней части крыла будет происходить намного раньше, чем на консол€х, а это должно было хорошо сказатьс€ на поведении самолета на больших углах атаки.   ѕроведенные продувки показали ошибочность применени€ остроносых тонких профилей типа ƒ-1 на центральной части крыла. ѕреждевременный срыв с этого профил€ приводил к очень большой и ранней потере подъемной силы крыла самолета. ѕр€мо в трубе было прин€то решение затупить, утолстить носовую часть профил€ средней части крыла. Ќосок был модифицирован "на глаз" по типу носка профил€ Nј—ј и опущен вниз.
  ѕродувки показали правильность этого решени€. Ѕыл сн€т шаблон с этого профил€ и передан в группу теоретических обводов, где ¬.—.“архов выгладил своим способом профиль и этот профиль "пошел" на самолет.
  Ќеобходимо отметить, что на самолете ƒЅЋ , впервые на нашем заводе, была применена потайна€ клепка. —овершенно оригинальны были носовые топливные баки, устанавливаемые на консол€х самолета.
  Ќесущий сварочный топливный бак был покрыт резиновой губкой "аназот", выклееной по точному шаблону профил€ крыла и сверх губки обт€нут гладким дюралюминиевым листом. Ќоски крыла получились очень гладкими и не имели никаких заклепочных или других швов.
  Ќаконец, самолет был построен и перевезен на ст. „каловска€ в √Ќ» » ¬¬—, где он должен был проходить совместные летные испытани€.
  —амолет был рассчитан на двигатели ћ-88, но с этим двигателем, установленным на новом самолете Ќ.¬.ѕоликарпова, в одном из очередных полетов погиб ¬.„калов и двигатель ћ-88 был временно запрещен к эксплуатации. ѕоэтому на самолете были установлены более легкие и менее мощные двигатели ћ-87 и с ними самолет должен был проходить испытани€.
  ѕо€вление совершенно необычного самолета на аэродроме вызвало новую бурю вс€кой ненужной болтовни и кривотолков. ѕовторилась истори€ с Ѕѕ-2, когда в  октебеле перед первым стартом пошли разговоры: "Ћетать не сможет. ¬се задом наперед! Ќичего из этой машины не получитс€!" и т. д. ј летчик ƒима  ошиц сел в планер и без вс€кого подлета, а сразу на буксире за –-5 пошел в свой первый полет. Ёто была сенсаци€. —разу на буксире и сразу за –-5!!! ¬едь успеху предшествовала длительна€ работа на модел€х. “ак и теперь: все новое, необычное вызывает сомнени€ у людей со слабыми нервами и не желающими смотреть немного вперед в сторону.  ак говорил ¬.ћ.ћ€сищев: "—н€ть самим себе Ўќ–џ".
  Ќачалс€ длительный и нудный этап изучени€, рулени€ и подлетов нового самолета. Ћетчиком-испытателем был назначен ћ.ј.Ќюхтиков и ведущим инженером “.“.—амарин. ј рулежные испытани€ и подлеты проводил начальник института ј.».‘илин (√ерой —оветского —оюза).
  ¬ это врем€ аэродром расшир€лс€ и большое пространство дл€ постройки новой взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и сто€нок было пока свободно, только кое-где торчали еще не убранные пни спиленного леса. » вот, на такой пень и налетел управл€емый ј.».‘илиным самолет на скорости 240 км/час, а это, по тем временам, была очень больша€ скорость, и при ударе снес колесо на стойке шасси. —амолет получил небольшие повреждени€, но все же, дл€ головот€пов: была авари€. —амолет быстро восстановили и продолжились издевательства над ним. ¬ одном из подлетов, из-за грубых ошибок в балансировке самолета, самолет взмыл и свечкой пошел вверх.  азалось, спасти его невозможно, он сейчас рухнет на землю, потер€в скорость. —амолет спасла аэродинамическа€ компоновка крыла с концевыми предкрылками. ѕредкрылки сработали автоматически, самолет замер, затем перешел на нос и благополучно сел. „то пережили люди, сто€вшие на земле и, в первую очередь, ¬.Ќ.Ѕел€ев - описать трудно. ѕошли новые кривотолки. ѕод нажимом "спецов" была организована ѕравительственна€ комисси€ по оценке возможности продолжени€ испытаний. Ќачалась обычна€ волокита "высокопоставленных людей авиационной науки". ј дальше случилось так: ћ.ј.Ќюхтикову надоела эта "мышина€" возн€ и, как только уехала комисси€, самолет ƒЅЋ  совершил свой первый полет. ќн взлетел на „каловской, а сел в ћонино (полет по пр€мой), но это неважно. Ѕыло доказано, что самолет управл€ем и может летать. » вот, к моменту начала доклада комиссии о нецелесообразности продолжени€ дальнейших испытаний, т.к. —амолет непригоден к полетам и летать не может, вошедший в кабинет Ќаркома ¬.Ќ.Ѕел€ев доложил, что самолет совершил свой первый полет и все хорошо и удачно. ѕолучилс€ конфуз. —амолет прошел полный цикл испытаний на колесном и лыжном шасси. ѕоказал отличные летные данные, которым не было равных ни по скорости, ни по дальности, ни по высоте полета. ј боева€ нагрузка и стрелковое оборонительное вооружение не имели равных в классе этих самолетов.
  Ќа самолете ƒЅЋ  было установлено 5 стрелковых подвижных установок (шесть пулеметов). „етыре - дл€ защиты задней полусферы и одна, со спаренными пулеметами, дл€ защиты от лобовых атак истребителей. Ќаибольший интерес представл€ли задние стрелковые установки, кажда€ из которых состо€ла из двух установок - концевой и средней.
   ажда€ пара установок управл€лась одним стрелком.  онцева€ конусна€ установка имела два турельных кольца. ¬ертикальное турельное кольцо, на котором вращалс€ конус-обтекатель. Ќа конусе имелось малое наклонное турельное кольцо с установленной на нем кареткой с пулеметом. ћалое турельное кольцо и установка на нем пулемета заимствованы с верхней стрелковой установки немецкого самолета ё-88.
  —редн€€ стрелкова€ установка представл€ла собой бочонок, вращавшийс€ на двух вертикальных турельных кольцах, на бочонке имелась штанга с подвижной пулеметной кареткой.  ормовой конусной установкой стрелок управл€л лежа, а средней - сид€ боком по полету. ”глы обстрела установок обеспечивали большое перекрытие. ѕрактически люба€ точка задней полусферы надежно поражалась из двух стволов.
  ѕередн€€ спаренна€ установка расположена по оси самолета в носке центроплана и имела дистанционное механическое управление от штурмана.
  √ерои —оветского —оюза —.—упрун и я.—мушкевич дали высокую оценку системе вооружени€ самолета ƒЅЋ . —.—упрун так и говорил: "јтаковать истребителю этот самолет (ƒЅЋ ) можно только "на Ѕога", т. е. выиграть можно только случайно." Ќо жить надо еще и уметь.
  ¬ процессе летных испытаний зимой было обнаружено, что всасывающий патрубок двигател€, расположенный внизу, на рулежках и взлете забрасываетс€ снегом, подхваченным винтом. Ѕыло прин€то простое решение: патрубок был удлинен до начала капота. ѕравда, выполненный по месту патрубок был не очень красив, но работал исправно. “ак, с таким патрубком, самолет и проходил все испытани€.
  ¬есной 1940 г. было прин€то решени€ провести 1-го ма€ воздушный парад новой авиационной техники над  расной площадью. ¬с€ авиационна€ техника была собрана на ’одынском поле центрального аэродрома в ћоскве. Ѕыл назначен точный график полета новой техники над  расной площадью.
  —амолет ƒЅЋ  был полностью готов к ответственному демонстрационному полету, но случилось непредвиденное. ѕ.Ќ.ќбрубов, отвечавший за проведение полета, перед самым стартом на ’одынке приказал сн€ть некрасивый патрубок (не дай Ѕог - —талин увидит некрасивый патрубок) капота двигателей (снега-то нет), что и было выполнено. Ѕыла суха€, жарка€ погода. Ѕольша€ масса рул€щих и взлетающих самолетов поднимала целые облака песка и пыли. —амолет ƒЅЋ  пошел на взлет и вынужден был его прекратить.  арбюратор был забит, теперь уже не снегом, а песком и пылью. —амолет очень хотели видеть над трибунами ћавзоле€, дали дополнительное врем€ раз, другой. Ќаконец, самолет вылетел и прошел над  расной площадью, но было поздно. ¬се уже кончилось, на трибуне ћавзоле€ никого не было. “ак обидно была упущена возможность показа нового самолета, что отрицательно сказалось на его судьбе.
  »спытани€ самолет закончил успешно. ¬ цел€х повышени€ эффективности рул€ высоты на больших углах отклонени€ (d рул€=25 град) были разработаны и установлены на передней кромке рулей фиксированный предкрылки (по типу немецкого самолета ‘излер "Ўторх").
  ѕри отклонении рул€ высоты вниз они не мешали обтеканию рул€, а на больших углах при отклонении рул€ вверх преп€тствовали срыву потока, повышали эффективность рул€.
  “рубные и летные испытани€ полностью подтвердили расчетные данные. ”величение сопротивлени€ оказалось совершенно незначительным.
  ѕо данным гос испытаний самолет "ƒЅЋ " с двум€ моторами ћ-87 показал максимальную скорость на высоте 5100 м 488 км в час, что было большим достижением.
  ѕроведенные в Ќ»» ¬¬— учебно-показательные воздушные бои самолета "ƒЅЋ " с современными немецкими истребител€ми ћессершмит-109 показали, что все попытки провести атаки с любой из сторон воздушного пространства заканчивались полным провалом дл€ ће-109. ¬се это было зафиксировано на пленках фотокинопулеметов.
  —корость и оборонительное вооружение самолета "ƒЅЋ " обеспечивали полную сохранность самолета от атак ће-109. ƒальность полета с грузом 1000 кг бомб была получена 2900 км, что тоже было, по тем временам, отлично. ќднако, был р€д замечаний, св€занных в основном с доводкой бомбардировочного вооружени€. ”становленный балластный груз на пожарной перегородке, поставленный из-за примененного более легкого двигател€, в отдельных случа€х мог помешать выходу т€желых (1000 кг) бомб из грузовых отсеков. Ќужно было его перенести в другое место или решить по другому вопрос центровки. —амолет нужно было вз€ть на завод.
  Ќо на заводе сложилась сложна€ обстановка. ѕрактически весь завод перешел в ведение отдела 29 Ќ ¬ƒ (тюрьма, занимавша€ два последних этажа), и руководство заводом старалось избавитьс€ от всех других заданий. Ѕыло предложено ¬.Ќ.Ѕел€еву войти в состав отдела 29, но он отказалс€ ("в тюрьму, добровольно, работать не пойду").  .≈.¬орошилов попал в немилость. ќпиратьс€ ¬.Ќ.Ѕел€еву было не на кого. –уководство ¬¬— - я.».јлкснис и я.¬.—мушкевич были расстрел€ны. Ќовое руководство пыталось вс€чески помочь ¬иктору Ќиколаевичу, и одно врем€ предполагалось, что ¬иктор Ќиколаевич получит самосто€тельную базу или в Ѕыкове или, в крайнем случае, в —моленске. ¬рем€ шло, самолет сто€л в „каловской.
  Ќеобходимо отметить, что в период 1936-1940 гг. Ќемцы создали р€д принципиально новых самолетов - пикирующих бомбардировщиков, таких как ё-87, ё-88, Ќе-110 и ƒо-217. Ќемецкое командование под видом выполнени€ договора о дружбе передало нам несколько этих самолетов (кроме ё-87). ¬озможно, что имела место "формула" Ќаполеона - "≈сли хочешь победить врага - сделай его своим другом". ћожет быть! »зучение этих пикирующих бомбардировщиков оказало большое внимание на нашу авиационную стратегию и тактику.
  «аказчик потребовал и дл€ "ƒЅЋ " возможность сброса бомб с пикировани€. ѕроект самолета был пересмотрен. ѕостроен макет с центральной пилотской кабиной по типу ё-88, обеспечивающей необходимые углы обзора при выполнении маневра сброса бомб на пикировании.
  Ѕыла предусмотрена наружна€ подвеска т€желых бомб и тормозные решетки дл€ торможени€ при пикировании, а также автомат вывода из пикировани€. Ѕыло прин€то решение о постройке дублера самолета, отвечающего этим новым требовани€м. Ёто решение реализовано не было. ƒополнительно был проработан вариант с 4-х стоечным шасси (без хвостового колеса).
  ”же тогда ¬.Ќ.Ѕел€ев пон€л, что самолеты должны были рулить без применени€ тормозов и увеличенных режимов работы двигателей, поднимающих тучи пыли.
  Ќе помню, какой это был день осенью 1938 года, мен€ пригласил к себе мой руководитель ¬.Ќ.Ѕел€ев. я вошел в кабинет и ¬иктор Ќиколаевич, улыба€сь своей широкой улыбкой, говорит, обраща€сь ко мне: "Ћен€, сходите, пожалуйста, в ј’ќ и получите там ключи от квартиры. ћы решили предоставить ¬ам нормальное жилье..." я был удивлен, никаких разговоров не было, никаких за€влений € не подавал.  онечно, € побежал в ј’ќ. » вот у мен€ и моей семьи, наконец, по€вилось жилье (комната в квартире дома є 8 по ул. Ѕакунинской). » так всю свою дальнейшую жизнь € работал, но никогда и никого € ни о чем не просил. Ёто был и есть мой основной жизненный принцип.






–оссийска€ јвиаци€ SVAVIA.RU * ¬се права защищены. © 2000


реклама:

”частник TOP.SVAVIA.RU

‘ирменный интернет-магазин U.S.WINGS

это интересно:



AVIATION TOP 100 - www.avitop.com

новости | информаци€ | медиагалере€ | classifieds | посетител€м

реклама:


  наверхнаверх
ѕоиск по сайту:



ѕроект: —ажин ¬.ј. ƒизайн: ”шаков ћ.ј. ¬се права защищены. © 2000-2013   


новости
  • сегодн€
  • происшестви€
  • пресс-релизы
  • архив новостей
  • рассылка новостей


  • информаци€
  • нормативные документы
  • производственные показатели
  • библиотека
  • справочник
  • архив fido7.ru.aviation


  • медиагалере€
  • фотогалереи
  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • трехмерные изображени€


  • classifieds
  • органы регулировани€ √ј –‘
  • авиакомпании
  • аэропорты
  •  Ѕ и Ќ»»
  • заводы, производство
  • сервис
  • учебные заведени€
  • агентства
  • авиационные ресурсы
  • международные организации


  • посетител€м
  • поиск на сервере
  • карта сервера
  • подписка на новости
  • контакты